Отчет о самообследовании МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» за 2023 год

Органы управления, действующие в Школе в соответствии с Уставом
Наименование
органа
Директор

Функции

Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений организации, утверждает штатное
расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее
руководство Школой
Наблюдательный Рассматривает вопросы:
− развития образовательной организации;
совет
− финансово-хозяйственной деятельности;
− материально-технического обеспечения
Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью
Педагогический
Школы, в том числе рассматривает вопросы:
совет
− развития образовательных услуг;
− регламентации образовательных отношений;
− разработки образовательных программ;
− выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания;
− материально-технического обеспечения образовательного процесса;
− аттестации, повышения квалификации педагогических работников;
− координации деятельности методических объединений
Реализует право работников участвовать в управлении образовательной
Общее собрание
организацией, в том числе:
работников
− участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил
трудового распорядка, изменений и дополнений к ним;
− принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность
образовательной организации и связаны с правами и обязанностями
работников;
− разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
− вносить предложения по корректировке плана мероприятий
организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной
базы
Оценка образовательной деятельности. Содержание и качество подготовки.
Организация учебного процесса.
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального
общего, основного общего и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», основными образовательными программами по уровням, включая учебные
планы, годовые календарные графики, расписанием занятий. Основные документы
регламентирующие организацию учебного процесса размещены на сайте школы.
Учебный план 1–4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО),
5–9 классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы
основного общего образования (реализация ФГОС ООО в 5-9 классах), 10,11 классов на 2-летний
нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования (реализация ФГОС СОО в 10,11 классах). А также адаптированные образовательные
программы указанных уровней.

В МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» реализуются образовательные программы в
соответствии с обновленными ФГОС НОО, ООО и СОО.
Учебный процесс проводится в две смены:
- первая смена: 1 классы, 3БВГДЕК, 4Ж, 5 классы, 7Г, 9, 10, 11 классы;
- вторая смена: 2 классы, 3АН, 4АБВГДК, 6, 7АБВГДЕ, 8 классы.
Продолжительность учебной недели во всех параллелях – 5 учебных дней с понедельника
по пятницу.
Внеурочная деятельность, занятия дополнительного образования, элективные курсы
организуются в другую для учащихся смену, с перерывом между основными занятиями не менее
30 минут, а также в субботу.
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
Итоги 2022-2023 учебного года (1-4 классы).
В начальной школе в 2022-2023 учебном году функционировало 30 классов, в которых на
начало года обучалось 808 человек, на конец учебного года – 805.
2020-2021 уч. год
754 чел.
27 классов

2021-2022 уч.год
808 чел.
28 классов

2022-2023 уч.год
859
29 классов

Как видно из таблицы, количество обучающихся в начальной школе, стабильно
повышается каждый учебный год, количество классов-комплектов и средняя наполняемость
классов увеличивается в последние 3 года.
Специфика кадров начальной школы определяется высоким уровнем профессионализма,
большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной
деятельности, в развитии творческих способностей. Все педагоги владеют современными
образовательными технологиями, проходят повышение квалификации согласно графику.
Задачи, поставленные в прошлом учебном году, решал педагогический коллектив в
составе 19 учителей начальных классов, а также учителей-предметников (физической культуры,
музыки, иностранного языка, технологии), педагогов дополнительного образования и
внеурочной деятельности, педагогов-организаторов, тьюторов.
Анализ учебно-воспитательного процесса
Вся работа педагогического коллектива начальной школы, учителей-предметников,
педагогов дополнительного образования и внеурочной деятельности, социального педагога и
педагога-психолога была нацелена на создание комфортной образовательной среды,
способствующей получению знаний и всестороннему развитию ребёнка как личности.
Информация о степени обученности обучающихся начальной школы, результаты работы
учителей начальных классов.
Показатели успеваемости за три прошедших учебных года выглядят следующим образом:
УСПЕВАЕМОСТЬ
КАЧЕСТВО

2020-2021
99,3
68,3

3

2021-2022
99,6
67

2022-2023
99,6%
64,5%

99,6

99,3

99,6

100
90
80

68,3

70

67

64,5

60

Уровень обученности

50

Качество обученности

40
30
20
10

0
2020-2021

2021-2022

2022-2023

Из представленных выше данных следует, что показатель уровня обученности остается
стабильным последние два года и составляет 99,6%. Показатели качества обученности
понизились на 2,5% в сравнении с двумя прошлыми учебными годами.
Класс

2А
2Б
2В
2Г
2Д
2Е
2К
2Н
3А
3Б
3В
3Г
3Д
3Ж
3К
4А
4Б
4В
4Г
4Д
4Е
4К

Итоги 2022-2023 учебного года показаны в таблице:
ФИО учителя
Кол- Отлич Успев Успева
во уч- ники
ают
ют на 3
ся
на 4 и
5
Белицкая О.Н.
32
8
24
0
Коркина Л.В.
30
3
21
6
Завгородняя Н.А.
31
2
20
8
Филимонова Е.С.
30
2
16
12
Гузе О.Ю.
28
10
11
7
Коновалова А.Н.
29
4
13
12
Пястолова М.Г.
26
2
11
13
Назарова С.А.
24
6
7
11
Долгих Т.В.
30
1
19
10
Коркина Л.В.
30
1
18
10
Калинина И.Г.
30
5
21
4
Кунева Т.Д.
32
3
14
15
Гузе О.Н.
27
3
13
11
Булатова Е.А.
29
6
13
10
Пястолова М.Г.
26
2
12
12
Белицкая О.Н.
31
2
21
8
Илюшина О.Л.
30
2
10
18
Калинина И.Г.
30
7
16
7
Ким А.Х.
29
4
18
7
Долгих Т.В.
30
4
11
15
Юркинсон Е.В.
30
1
13
16
Семенищева Ю.В.
25
3
8
14
Итого
639
81
330
226
4

Успев
ают
на
2,3,4
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2

Успев-сть

Кач-во
знаний

100
100
96,7
100
100
100
100
100
100
96,6
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
99,6

100
80
70,1
60
75
58,6
50
54,1
66,6
63,3
86,6
53,1
51,8
65,5
53,8
74,1
40
76,6
75,8
50
46,6
44
64,5

Качество обученности по классам в диаграмме выглядит следующим образом:
100
90

80
70
60

50
40

93
86
80 79 77
74
73
6768 67 69
6770
63
60 60
55
52
40

30

41

20
10
0

2А

2Б

2В

2Г

2Д

2Ж

2К

3А

3Б

3В

3Г

3Д

3Е

3К

4А

4Б

4В

4Г

4Д

4К

Линейная (3Г)

Если сравнивать качественную успеваемость по классам, то можно отметить, что высокий
процент качества по итогам года показали следующие классы: 2А (Белицкая О.Н.), 2Б (Коркина
Л.В.), 3Д (Гузе О.Ю.), 3В (Калинина И.Г.), 4А (Белицкая О.Н.), 4В (Калинина И.Г.), 4Г (Ким
А.Х.). Качество обученности в этих классах больше 70%. Самый низкий % качества показал 4Б
класс (40%), кл. руководитель Илюшина О.Л. Этот результат был прогнозируемый, т.к. класс
очень сложный как по умственным способностям ребят, так и в психологическом плане,
достаточно непростые родители в этом классе. Ольга Львовна прилагает огромные усилия и весь
свой профессионализм для поддержания качества обученности в классе.
411 обучающихся из 639, имеющих отметку за аттестацию, закончили учебный год на 4 и
5. Из них 81 отличник. 57 человек закончили учебный год с одной 3 и составляют резерв
качественного роста.
Средний % качества обученности понизился на 2,5% по сравнению с прошлым учебным
годом, стабильность в работе учителей начальной школы подтверждает их высокую
профессиональную компетентность.
Итоги промежуточной аттестации
В 2022-2023 учебном году промежуточную аттестацию проходили обучающиеся 1-4-х
классов. Промежуточная аттестация направлена на выявление уровня освоения ООП НОО. В
виде контрольных работ промежуточная аттестация проводилась по предметам: русский язык и
математика, а также проверку уровня овладения метапредметными результатами, через
комплексную работу. По остальным предметам учебного плана промежуточная аттестация
выставлялась по текущим отметкам.
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по русскому языку включала в
себя диктант с грамматическим заданием, по математике – стандартизированная контрольная
работа, комплексная работа – работа с текстом.
Промежуточная аттестация в таком виде проходила в 1-3-х классах. У четвероклассников
работа контрольные работы имели вид ВПР. В 1-х классах применялось безотметочное
оценивание.
5

В результате прохождения промежуточной аттестации 2 человека из начальной школы
переведены в следующий класс условно.
Анализ итогов 2022-2023 учебного года
(5-8 классы)
В параллелях 5-8-х классов на конец 2022-2023 учебного года в 26 классах обучается
708 учащихся (на 30.05.2022г. – 688; на 30.05.2021г. - 607 чел.).
Из них успевают по итогам учебного года 706 (99,7%) учащихся или (2021-2022 уч. году
– 99,3%; 2020-2021 уч. году - 99,2%, в 2019-2020 уч. году – 99,4%); 260 (36,7%) учащихся 5-8-х
классов закончили учебный год на «4» и «5» (2021-2022 уч.году – 35,5%; 2020-2021 уч.году 36%; 2019-2020 уч.году – 40%).

Успеваемость и качество обучения в 5-8 х классах:
Класс
5А
5Б
5В
5Г
5Д
5Е
5К
По параллели
6А
6Б

Кол-во уч-ся
30
29
30
31
28
25
21
192
28
26

Успеваемость
100%
100%
96,7%
100%
100%
100%
100%
99%
100%
100%
6

Качество
53,3%
50%
26,7%
67,7%
39,3%
29,2%
52,4%
46%
39,3%
26,9%

6В
6Г
6Д
6Е
6К
По параллели
7А
7Б
7В
7Г
7Д
7К
По параллели
8А
8Б
8В
8Г
8Д
По параллели

29
28
29
27
19
186
29
31
30
30
27
17
164
25
31
30
30
30
146

100%
100%
100%
100%
100%
100%
96,6%
100%
100%
96,7%
100%
100%
99%
100%
100%
100%
96,7%
96,7%
99,3%

60%
32,1%
30%
25%
36,8%
36%
20,7%
26%
40%
30%
21,4%
11,8%
26%
56%
29%
30%
33,3%
16,7%
32%

Внешняя оценка учебных достижений.
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
ВПР проведены в штатном режиме весной 2023 года: с 01.04. по 01.05.2023г.
ВПР для 5 классов (русский язык, математика, история, биология), 6 и 8 классов (русский
язык и математика), 7 классов (русский язык, математика, иностранный язык). Эти проверочные
работы проведены для всех классов в параллели.
Обучающиеся 6, 7, 8 классов писали ВПР еще по двум предметам на основе случайного
выбора. Шестиклассники - биология/география и история/обществознание; семиклассники биология/физика
и
история/география/обществознание;
восьмиклассники
–
история/география/обществознание и биология/химия/физика.
Процедура проведена с контролем объективности. При проведении и проверке работ,
присутствовал независимый наблюдатель. Работы по русскому языку и математике
перепроверялись экспертами ЧИРО, значительных отклонений при перепроверке отмечено не
было.
ГИА 2023
Главный элемент системы оценки качества образования - государственная итоговая
аттестация. ОГЭ и ЕГЭ дают возможность участникам образовательного процесса получить
внешнюю оценку уровня образовательных достижений всех выпускников основной и средней
школы.
Сравнительные результаты государственной итоговой аттестации, проводимой в форме
единого государственного экзамена за пять лет:
Предмет

Русский язык

Количество учащихся, сдававших
предмет
2019 2020 2021 2022 2023
51

43

41

52
7

47

Средний балл
2019

2020 2021 2022

2023

74,8

80,3

71,6

72,2

73,6

Математика (пр)
Математика (б)
Обществознание
Физика
Литература
Биология
Химия
История
Английск. язык
Информатика
География

28
23
26
16
3
5
5
3
13
3
1

21
22
5
8
7
4
3
6
7
1

21
18
5
2
10
9
2
4
2
2

26
26
26
3
1
5
5
6
14
14
-

21
26
24
4

57.2
4,3
67,7
55,3
72,3
54,4
63,8
73,0
79,0
52,6
58

10
4
5
4
12

58,8
68,0
55,8
70,8
59,4
83,0
71,6
73,0
71,7
69

53,9
66,7
47,4
97
65,0
63,1
83
82,0
66,5
70,0

58,5
4,6
69,8
49,0
48
40,4
30,0
64,5
75,7
56,7
-

66,4
4,2
68,9
59,75
48,4
69,75
62,2
56,5
58,9
-

По сравнению с результатами ЕГЭ-2022 средний балл ЕГЭ-2023 стал выше по профильной
математике (на 7,9 балла), по физике (на 10,75), по биологии (на 8 баллов), по химии (на 39,75),
по информатике (на 2,2). По остальным предметам наблюдается снижение показателей.
Сравнительный анализ среднего балла ЕГЭ выпускников по предметам с городскими
показателями:
Предмет
Средний балл Средний балл по Средний балл по
по РФ
городу
школе
Русский язык
Математика пр.
Математика б.
Обществознание
Физика
Биология
Химия
История
Английский язык
Информатика

68,43
55,62
56,40
54,85
50,87
56,23
56,37
66,31
58,39

70,02
58,87
4,24
56,09
55,45
53,77
63,60
58,86
66,56
58,9

71,6
66,4
4,20
68,9
59,75
48,4
69,75
62,2
56,5
58,9

Сравнительный анализ показал, что результаты ЕГЭ, продемонстрированные
выпускниками школы выше среднегородских результатов и федеральных по всем предметам, за
исключением английского языка и биологии. По информатике – на уровне городских
показателей.
Сравнительные результаты государственной итоговой аттестации 9 класс в форме
основного государственного экзамена за пять лет по обязательным предметам:
Предмет

Русский язык
Математика

Количество учащихся, сдававших
предмет
2018
2019
2021 2022 2023
102
102

91
92

113
113

112
112

139
132

Средний балл
2018

2019

2021

2022

2023

3,96
3,52

3,91
3,4

3,90
3,4

3,90
3,4

3,98
3,33

Средний отметочный балл остался на уровне 2022 года.
Сравнительный анализ качественного показателя, среднего балла ОГЭ выпускников
по обязательным предметам:
8

Предмет
Русский язык
Математика

Качественный показатель
город
школа
69,41
72,05
41,05
40,45

Средний балл
город
школа
3,94
3,98
3,39
3,33

Сравнительный анализ показал, что результаты по математике и русскому языку на уровне
городских показателей.

Сравнительные результаты государственной итоговой аттестации 9 класс в форме
основного государственного экзамена за пять лет по предметам по выбору:
Предмет

Обществознание
Физика
Литература
Биология
Химия
Английск. язык
Информатика
География

Количество учащихся, сдававших
предмет
2019
2020
2021 2022 2023
80
5
1
30
6
6
19
19

-

-

97
5
2
14
5
16
65
11

70
6
7
13
8
14
82
58

Средний балл
2019

2020

2021

2022

2023

3,62
4,2
5,0
3,5
4,6
4,2
3,7
4,10

-

-

3,1
4,0
4,5
3,3
4,4
3,8
3,5
3,9

3,4
3,8
3,85
3,9
4,1
4,6
3,07
3,4

В 2023 году одним из самых выбираемых экзаменов остается обществознание (70
человек), информатика (82), география (58).
По сравнению с результатами ОГЭ-2023 средний балл ОГЭ-2022 стал выше по
обществознанию , биологии, английскому языку.
Анализ качественного и абсолютного показателей по результатам ОГЭ выпускников
по предметам
Предмет
Абсолютный
Качественный
показатель, %
показатель, %
Русский язык
99,3 (1)
72,05%
Математика
92% (12)
40,45%
Обществознание
94% (4)
45,7%
Физика
100%
83,0%
Литература
100%
71,4%
Биология
100%
76,9%
Химия
100%
75,0%
География
93% (4)
44,0%
Английский язык
100%
85,7%
Информатика
95% (4)
45,0%
Высокие качественные показатели продемонстрировали выпускники по русскому языку,
физике, литературе, биологии, химии, английскому языку (из 14 сдающих получили «5» - 11, две
«4», одна «3»).

9

Количество «2» на ОГЭ по предметам по выбору: русскому языку – 1 человека (по городу
209), математика – 12 человек (по городу 897), по обществознанию – 6 человека (по городу 485),
по географии – 4 человека (по городу 355), по информатике – 4 человека (по городу 308).
Сравнительный анализ среднего балла ОГЭ/качественного показателя результатов
выпускников по предметам с городскими показателями:
Предмет
Качественный
Качественный
Средний балл
Средний
показатель
показатель
по городу
балл по
результатов %
результатов %
школе
по городу
по школе
Русский язык
69,41%
72,05%
3,94
3,98
Математика
41,05%
40,45%
3,39
3,33
Обществознание
31,22%
45,70%
3,26
3,40
Физика
58,86%
83,0%
3,73
3,80
Биология
68,26%
76,9%
3,78
3,90
Химия
76,38%
75,0%
4,15
4,10
Английский язык
82,09%
85,7%
4,30
4,60
Информатика
48,96%
45,0%
3,61
3,07
География
51,29%
44,0%
3,54
3,40
Литература
87,21%
71,4%
4,43
3,85
Сравнительный анализ показал, что результаты ОГЭ, продемонстрированные
выпускниками школы выше среднегородских результатов по следующим предметам: русский
язык, обществознание, физика, биология, английский язык. Результаты ОГЭ по математике на
уровне городских показателей.
Результаты государственной итоговой аттестации в форме государственного
выпускного экзамена:
7 выпускников с ОВЗ имели возможность пройти ГИА в 2023 г. в форме ГВЭ.
Предмет
Количество учащихся,
Средний балл
сдававших предмет
2019
2021
2022
2023
2019
2021
2022
2023
Русский язык
7
9
7
11
3,57
4
4,1
3,8
Математика
7
7
18
2,85
3,1
4,0

Работа с одаренными и высокомотивированными детьми
В муниципальном этап ВсОШ приняли участие 27 человек, победителей и призеров - 7.
Рейтинг по предметам на муниципальном этапе ВсОШ среди СОШ:
Физическая культура – 3 из 85
Биология – 15 из 107
География – 40 из 117
Обществознание - 32 из 122
Экономика – 41 из 102
История – 45 из 120
Физика – 67 из 114
Русский язык – 69 из 126
Литература - 78 из 118
10

Рис.6. Участие в муниципальном этапе ВсОШ
Анализ участия учащихся в олимпиадах и конкурсах
в 2022-2023 учебном году
Одной из самых значимых и ответственных олимпиад является, конечно же, всероссийская
олимпиада школьников, школьный и муниципальный этапы которой уже прошли в первой
половине этого учебного года. Ознакомимся с их результатами. Количество участий в школьном
этапе ВсОШ возросло на 401 по сравнению с прошлым учебным годом, а количество призеров и
победителей – на 17 человек, что не так уж много.
Школьный этап ВсОШ был организован по 28 предметам, мы участвовали в 25 (кроме
китайского, испанского, итальянского языков).
Увеличение числа участий нам принесли следующие предметы:
Математика – 290 участников;
Английский язык – 211 участников;
Русский язык – 177 участников;
Биология – 124 участника;
Обществознание – 117 участников.
Рис. 1. Участие во всероссийской олимпиаде школьников (школьный этап)
Впервые наши учащиеся приняли участие в олимпиадах по французскому языку (1
ученица), татарскому языку и татарской литературе (3 ученика).
Больше всего призеров и победителей в школьном этапе ВсОШ по математике – 54 ученика,
русскому языку – 39, английскому языку и обществознанию – по 21, биологии и физической
культуре – по 22.
Рейтинг среди СОШ в школьном этапе:
- Экология – 3 место из 60 мест;
- Татарский язык и литература – 6 место из 41 места;
- Математика – 7 место из 88 мест;
11

-

Химия – 7 место из 88 мест;
Право – 7 место из 75 мест;
Экономика – 8 место из 79 мест;
Астрономия – 9 место из 73 мест;
Обществознание – 10 место из 93 мест;
Биология – 11 место из 87 мест

-

и литература – 6 место из 41 места;
Математика – 7 место из 88 мест;
Химия – 7 место из 88 мест;
Право – 7 место из 75 мест;
Экономика – 8 место из 79 мест;
Астрономия – 9 место из 73 мест;
Обществознание – 10 место из 93 мест;
Биология – 11 место из 87 мест

В муниципальный этап ВсОШ вышло 47 учащихся, но по разным причинам в нем приняли
участие лишь 36 человек, зато победителей и призеров на 8 больше, чем в прошлом учебном
году.
Рис. 2. Количество участников школьного этапа ВсОШ

Рейтинг по предметам на муниципальном этапе ВсОШ среди СОШ:
Немецкий язык - 4 место из 7 мест;
Рис. 3. Количество участников школьного этапа ВсОШ (продолжение).

- язык – 9 место из 47 мест;
- Право – 11 место из 26 мест.
Кто же подготовил этих школьников к отличному выступлению на муниципальном этапе
ВсОШ: Хребтова И.В. (1 победителя по русскому языку и одного призера по литературе);
Кузнецова Е.Д. (1 победителя по химии), В.И.Ларкина (3 призеров по биологии, 2 призеров по
экологии), Гаврильчук Н.С. (1 призера по праву), Н.Б.Колодкина (1 призера по русскому языку);
Шамбергер С.А.(1 призера по истории), Шевцова И.Г. (1 призера по биологии), Булатова Е.А. и
Речкалов С.В. (3 призеров по ОБЖ); Долгушина А.С. (1 призера по физической культуре), Черня
Рис. 4. Количество призеров и победителей школьного этапа ВсОШ

12

Рис. 5. Количество призеров и победителей школьного этапа ВсОШ (продолжение)
В муниципальном этапе ВсОШ приняли участие лишь 36 человек, зато победителей и
призеров на 8 больше, чем в прошлом учебном году. Кто же подготовил этих школьников к
отличному выступлению на муниципальном этапе ВсОШ: Хребтова И.В. (1 победителя по
русскому языку и одного призера по литературе); Кузнецова Е.Д. (1 победителя по химии),
В.И.Ларкина (3 призеров по биологии, 2 призеров по экологии), Гаврильчук Н.С. (1 призера по
праву), Н.Б.Колодкина (1 призера по русскому языку); Шамбергер С.А.(1 призера по истории),
Шевцова И.Г. (1 призера по биологии), Булатова Е.А. и Речкалов С.В. (3 призеров по ОБЖ);
Долгушина А.С. (1 призера по физической культуре), Чернявский В.А. (1 призера по
информатике), Безрукова А.В. (2 призеров по МХК). 7 человек вышли в региональный этап
ВсОШ.
Рейтинг по предметам на муниципальном этапе ВсОШ среди СОШ:
Немецкий язык - 4 место из 7 мест;
- Французский язык – 4 место из 8мест;
- Химия – 5 место из 33 мест;
- Экология – 6 место из 23 мест;
- МХК – 7 место из 28 мест;
- Информатика – 8 место из 38 мест;
- Биология (5-6 классы) – 8 место из 37 мест;
- Русский язык – 9 место из 47 мест;
- Право – 11 место из 26 мест.

13

Рис.6. Участие в муниципальном этапе ВсОШ
В региональном этапе ВсОШ приняли участие 7 человек (в прошлом учебном году – 11
человек). Призёров регионального этапа ВсОШ в этом году нет (в прошлом - 1).
Кроме ВсОШ наши школьники (896 человек, 60 призеров) приняли участие в 16
олимпиадах Интеллектуального марафона на Кубок Главы города: русский язык (1-3 классы) –
63 человека (4 призера), «История родного края» – 44 человека, «Природа родного края» – 42
человека (9 призеров), «Человек и среда обитания. Сити-фермерство» – 35 человек (2
дипломанта 2, 3 степени), олимпиада по читательской грамотности - 66 человек (12
призеров), открытая олимпиада по искусству – 16 человек (3 призера отборочного тура, 1 призер
городского этапа), олимпиада по окружающему миру (1-3 классы) – 47 человек (1 призер),
олимпиады регионального округа (ЧелГУ): олимпиада по математике, информатике,
криптографии им. А.М.Ильина – 277 человек (4 призера отборочного тура), русский язык – 3
человека (3 призёра отборочного тура), обществознание – 3 человека, английский язык – 1
человек, «Лингва- мир» – 42 человека (2 призера отборочного тура), «В краю озер и рудных
скал…» - 15 человек (3 призера отборочного тура); «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» - 22 человека (7 победителей и призеров отборочного тура, 2 призера
очного этапа), «Урбанистика» - 6 человек (4 призера); олимпиада по английскому языку для
3-4 классов – 10 человек (2 победителя, 2 призера отборочного тура, 1 призер очного этапа),
интеллектуальный марафон по учебным предметам - 99 человек (по географии - 30 человек,
по английскому языку - 22 человека, по физике - 3 человека, по биологии - 5 человек, по химии 1 человек, по русскому языку - 14 человек, по обществознанию - 10 человек, по математике - 6
человек, по литературе - 8 человек; 1 призер - дипломант 3 степени по литературе - Щеглова
Анна, ученица 6 «В» класса, учитель - О.Б.Стрельникова). 5 учащихся приняли участие в
олимпиаде по финансовой грамотности (призёров нет).
Всероссийский конкурс сочинений (учителя: В.И.Иванова, В.М.Соколова, Ю.Г.Бухарова);
- Региональный конкурс «Джалиловские чтения» (1 место, учитель – Ю.Г.Бухарова);
- Городской этап интеллектуально-социального форума «Шаг в будущее…» (7 призеров
среди учащихся 2-4-х классов, учителя: О.Ю.Гузе, А.Х.Ким, С.А.Шамбергер,
В.А.Сухова,
В.А.Чернявский,
Е.С.Филимонова,
Е.В.Надейкина,
Д.В.Метлева,
В.А.Надейкин, А.А.Воронков, Ф.Ф.Магафурова, Е.Д.Кузнецова); (10 призеров среди
учащихся 5-11-х классов, учителя: А.А.Воронков, Е.В.Надейкина, В.А.Надейкин,
В.И.Ларкина, Д.В.Метлева, Ф.Ф.Магафурова, Е.Д.Кузнецова, В.А.Чернявский).
- Городские соревнования по информационной безопасности (учитель – М.В.Дьякова);
- Городской конкурс школьных сочинений «Россия – страна мечты!» (учителя:
Н.Б.Колодкина, Г.А.Евдокимова, Ю.Г.Бухарова);
- Городская интеллектуальная игра «Русский мир» - 2 команды: 5-6 классов и 7-8 классов
(учителя: И.В.Дубровских, В.М.Соколова, С.А.Шамбергер, Н.Е.Томина).

14

Рис. 7. Участие в городском интеллектуально-социальном форуме «Шаг в будущее…»
Во второй четверти этого учебного года прошли отборочные туры по различным
предметам МИО «Звезда». В отборочных турах приняли участие 316 человек из 6-11-х классов.
Это на 31 ученика больше, чем в прошлом учебном году. Больше всего участников по
естественным наукам (математике, физике) – 123 ученика. За это мне хочется поблагодарить
Тябину Н.М., Метлеву Д.В., Надейкина В.А., Лежневу М.С., Громову И.П., Ахметьянову Р.М. По
русскому языку приняли участие в отборочном туре этой престижной олимпиады 67 человек.
Это произошло, благодаря усилиям Ивановой В.И., Соколовой В.М., Евдокимовой Г.А.,
Хребтовой И.В., Суховой В.А. В отборочном туре МИО «Звезда» по обществознанию приняли
участие 63 ученика. Это учащиеся Гаврильчук Н.С. и Грановской Ю.Р. Кроме того, 28 учеников
Н.С.Гаврильчук и.Ю.Р.Грановской приняли участие в олимпиаде по экономике и праву. В
заключительный этап МИО «Звезда» вышли 150 учащихся, из них приняли участие в
заключительном туре олимпиады лишь 72 человека по естественным наукам (27 человек), по
русскому языку - 30 человек, по экономике - 4 человека, по истории - 9 человек, по
обществознанию - 1 человек, по английскому языку (перевод и переводоведение) - 1 человек.
Трое учащихся стали дипломантами 3 степени: Нестеренко Виктория (8 «В» класс, русский язык,
учитель - В.А.Сухова), Гайдук Алёна (6 «Г» класс, история, учитель - Н.С.Гаврильчук), Соляник
Александра (9 «А» класс, экономика, учитель - Н.С.Гаврильчук).
246 учащихся 1-5-х классов приняли участие в отборочном туре олимпиады «От звездочек
– к звездам!» Это на 25 человек больше, чем в прошлом учебном году. 126 человек приняли
участие в олимпиаде по математике. Это, в основном, учащиеся начальной школы. 40 – в технике
будущего. Учителя: О.Н.Белицкая, О.Ю.Гузе, Т.В.Долгих, А.Н.Коновалова, Т.Д.Кунева,
Е.В.Юркинсон, С.Е.Иовенко, Ю.В.Семенищева, Л.В.Коркина, А.В.Москвитина. 27 человек
приняли участие в олимпиаде по английскому языку. Это ученики Т.В.Горбатовой,
Е.П.Змитрович, С.Е.Колмыковой.
Учащиеся 4-х классов традиционно участвуют в олимпиадах младших школьников. В
этом году четвероклассники более активны, чем в прошлом. 289 четвероклассников участвовали
в олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру. Это на 138 человек больше,
чем в прошлом учебном году. Соответственно и победителей и призеров тоже больше – на 28
человек. Большое спасибо учителям 4-х классов: О.Н.Белицкой, О.Л.Илюшиной, И.Г.Калининой,
А.Х.Ким, Т.В.Долгих, Е.В.Юркинсон, Ю.В.Семенищевой.
14 школьников 2-11-х классов приняли участие в городском конкурсе исследовательских и
проектных работ «Интеллектуалы XXI века» (в прошлом учебном году – 15 человек). Призеров и
15

победителей – 5 (это Помаркова Владислава, 4г класс, учитель – А.Х.Ким, Никитин Николай, 3д
класс, учитель – О.Ю.Гузе, Чаплыгин Кирилл, 8д класс, руководитель – Е.В.Надейкина,
Дмитрина Юлия, 8б класс, руководитель – Е.В.Надейкина, Колиниченко Арсений, семейная
форма обучения, руководитель – В.И.Ларкина). В прошлом году в этом конкурсе у нас было два
призера.

Рис. 8. Итоги участия в городском конкурсе «Интеллектуалы XXI века»
В международном конкурсе «British Bulldog» приняли участие 45 учащихся 5-9-х классов.
Лучшие результаты у Челяевой Виктории (6 «Г» класс - 5 место в районе, 21 место - в регионе),
Беленинова Егора (6 «Г» класс, 9 место в районе, 55 - в регионе). Учитель - Е.Н.Лукина.
Динамика участия в олимпиадах и конкурсах положительная.
Воспитательная работа
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель
выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную,
культурную, гуманную, здоровую, способную к саморазвитию. Такой системный подход
позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и, что наиболее
важно, эффективным. Главной целью воспитательной работы МАОУ «СОШ №154
г.Челябинска» в 2022 - 2023 учебном году являлось:
формирование и развитие у учащихся устойчивого нравственного отношения к
учебно-воспитательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни и в
нравственном самосовершенствовании своей личности как члена нового общества.
31 августа 2022 года была разработана и утверждена Программа воспитания, которая
представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ,
дающий представление о направлениях и содержании воспитательной работы МАОУ «СОШ
№154 г.Челябинска»
Вся воспитательная работа за 2022-2023 учебный год имеет модульную структуру. Каждый
модуль ориентирован на достижение конкретных воспитательных задач. В центре такого модуля
16

собраны воспитательные события, позволяющие планомерно, переходя от одного к другому,
задать четкий ритм жизни коллектива класса, избежать стихийности, оказывать действенную
помощь каждому учащемуся и их родителям.
Вся воспитательная деятельность классного руководителя и его класса проводилась
согласно инвариантным и вариативным модулям

-

Инвариантные модули
Классное руководство
Школьный урок
Курсы внеурочной деятельности
Работа с родителями
Самоуправление
Профориентация

-

Вариативные модули
Ключевые общешкольные дела
Детские общественные объединения
Школьные медиа
Экскурсии, экспедиции, походы
Организация предметноэстетической среды
- Социальное партнерство

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков в течение 2022-2023 учебного года
предусматривала:
1) включение учителями в рабочие программы учебных предметов тематики в соответствии
с календарным планом воспитательной работы школы;
2) использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей;
3) использование методов и технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
4) привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
5) применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы, которая взаимодействию, игровых методик;
6) побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы доброжелательной атмосферы;
7) инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и
групповых проектов, приобрести навыки самостоятельного проблемы, генерирования и
оформления уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Поводя итоги реализации модуля «Урочная деятельность», сделан вывод о единстве учебной
и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
1)
гражданское воспитание;
2)
патриотическое воспитание;
3)
духовно-нравственное воспитание;
4)
эстетическое воспитание;
5)
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия;
6)
трудовое воспитание;
17

7) экологическое воспитание;
8) ценности научного познания.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Внеурочная деятельность осуществлялась по следующим направлениям: социальное,
общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, военно-патриотическое,
краеведческое, спортивно-оздоровительное.
3
Учебно-воспитательный процесс не только повышает образовательный уровень учащихся, но
и создаёт воспитывающую среду во внеурочное время, подготовку школьников к жизни в
обществе, создания условий для осознанного выбора жизненного пути. Участие школьников в
творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не
учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить
собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Дополнительное образование
Дополнительное образование осуществлялось по следующим направлениям:
- социально-гуманитарное;
- художественное;
- физкультурно-спортивное;
- туристско-краеведческое;
- техническое.
Процент занятости обучающихся и воспитанников в дополнительном образовании
составил 38%, что не является достаточным показателем. Охват дополнительным образованием
должен быть не менее 80% и, как было сказано на вчерашнем совещании, стремиться нужно к
100% охвату. Тем не менее, обучающиеся, посещающие занятия и секции дополнительного
образования результативно представляли нашу школу на различных конкурсах и фестивалях.
1. Социально-гуманитарное направление
Кружок «Юнкор в школе»
2. Художественное направление
Вокальная студия «ВИВО»
Танцующая гимнастика
3. Направление туризм и краеведение
Кружок «Музейное дело»
Анализируя работу ДО хочется заметить, что есть к чему стремиться педагогам, работающим в
направлениях физкультурно-спортивном и техническом.
Дети, посещающие занятия дополнительного образования активно и результативно принимают
участие в общешкольных мероприятиях:
творческих выставках: рисунков на тему ЗОЖ, праздничных открыток, поделок;
в акциях;
- праздниках: День знаний, День Учителя, День Матери, Новогодние меронриятия, 23 февраля, 8
марта, 9 мая, Последний звонок.

-

-

22-2023 учебном году:
Занятость учащихся 1-11 классов во внеурочной деятельности – 100 %;
Расписание занятий соответствует требованиям;
Внеурочная деятельность охватывает все виды деятельности;
Занятия проходят в живой интересной для детей форме;
Система дополнительного образования способствует развитию творческих
способностей, поддержке индивидуальности ребенка.
18

На сегодняшний день требуется расширение спектра кружков и секций дополнительного
образования, привлечения новых педагогов дополнительного образования ( в частности
руководителя театрального кружка) для 80% охвата обучающихся школы.
Еще не могу не отметить работу всех участников летней оздоровительной кампании.
Модуль «Классное руководство»
С целью совершенствования и повышения эффективности воспитательной работы в школе
создано и работает методическое объединение классных руководителей. В течение года
методическое объединение решало следующие задачи:
1.
Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе.
2.
Содействие классным руководителям в организации, проектировании и реализации
личностно-ориентированного школьника.
3.
Работа школы по формированию и развитию творческого потенциала классного
руководителя и учащихся.
4.
Повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие,
повышение уровня воспитанности учащихся.
5.
Совершенствование знаний классных руководителей о методах воспитательной
работы и оказание помощи в совершенствовании индивидуального педагогического мастерства
вновь назначенным классным руководителям.
6.
Создание методической копилки классных руководителей «Разнообразие форм,
методов и приёмов по формированию и развитию творческого потенциала личности учителя и
учащихся в рамках внеклассной воспитательной работы» с целью создания условий для
обобщения и распространения опыта работы классных руководителей. (разработка открытого
классного часа)
Воспитательная работа в 2022 – 2023 учебном году проводилась по общешкольному плану
работы. Все мероприятия проводились по графику.
Классными руководителями проводилась работа с учителями-предметниками по вопросу
успеваемости учащихся, родителями неуспевающих и слабоуспевающих учащихся.
Открытые мероприятия показывают, что классные руководители ведут тщательную
подготовку к мероприятиям, используя Интернет-ресурсы. В работе применяются различные
формы общения, организации деятельности, создается комфортная, творческая обстановка,
способствующая развитию личности ребенка.
Анализируя работу классных руководителей хочется отметить большой вклад направленный на
развитие познавательного интереса обучающихся через экскурсии, посещения театров, и т.д.
Так же работу по ранней профориентации детей.
Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что
деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и
социально значимых задач.
Однако, следует отметить и недостатки, которые выявились при анализе воспитательной
работы, проводимой классными руководителями, а именно:
- Не у всех классных руководителей ведется диагностическая работа по изучению детского
коллектива;
- Отмечается не достаточная заинтересованность некоторых классных руководителей в
разработке новых форм и методов проведения классных мероприятий, а так же участию в
открытых классных мероприятиях
- На недостаточном уровне ведется работа по привлечению детей в мероприятия РДД;
Не достаточное количество классов принимают участие в конкурсах различного уровня.
Модуль «Ключевые школьные дела»
Роль общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто
именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в
школе.
19

Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение основных школьных дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятий характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами
для детей.
На школьном уровне:
• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы.
• общешкольные мероприятия, приуроченные к неделям различной направленности.
• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе
и развивающие школьную идентичность детей.
• церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и воспитанников, а также
педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы,
назначение ответственных за подготовку основных школьных дел;
участие школьных классов в реализации основных школьных дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми основных школьных дел.
В 2022-2023 учебном году ключевыми школьными делами были:
еженедельная церемония поднятия (спуска) Государственного флага РФ;
еженедельный цикл занятий «Разговоры о важном»;
торжественная линейка 1 сентября «День знаний»;
Памятные даты «День снятия блокады Ленинграда», «Сталинградская битва»,
Мероприятия в рамках празднования «Дня Победы»
праздничные концерты ко Дню учителя, Дню Матери, 8 марта,
«Последний звонок»;
классные часы: «Безопасность в школе», «Профилактика дорожно-транспортного
травматизма», «Мы против террора», «Мы против курения», «День Государственного
флага», «День России».
уроки мужества»
калейдоскоп культур «Мы вместе», посвященный Дню народного единства;
новогодний калейдоскоп, «В гостях у сказки»;
мероприятия, посвященные Дню защитника отечества,
флэш-моб, посвященный Всемирному Дню здоровья;
конкурс рисунков «Мой Космос», приуроченный ко Дню космонавтики;
праздничный концерт, приуроченный ко Дню Победы.
Церемонии награждения воспитанников и обучающихся школы состоялась на
торжественных мероприятиях, приуроченных к «Последнему звонку», которые были проведены
по параллелям, что позволило сохранить торжественность и повысить мотивацию у детей для
участия в конкурсах, проектах, соревнованиях различного уровня.
20

Модуль «Внешкольные мероприятия»
Модуль направлен на обеспечение самореализации личности обучающихся в пределах
целостного, социально-открытого образовательного пространства города.
Модуль предполагал участие обучающихся в ряде мероприятий, ориентированных на:
закрепление, обогащение и углубление знаний, приобретенных в процессе учебной деятельности,
применение их на практике; расширение общеобразовательного мировоззрения, выработка
умений и навыков самообразования; формирование интересов к различным отраслям науки,
техники, искусства, спорта, проявление и развитие индивидуальных творческих способностей и
склонностей; организацию досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений;
распространение воспитательного воздействия на учащихся в различных направлениях
воспитания.
Модуль «Внешкольные мероприятия» - это выезды обучающихся на экскурсии, посещение
театров, музеев, выставок, участие военно-спортивных сборах.
Экскурсии помогают школьникам расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у детей и
подростков самостоятельности и ответственности, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности: регулярные пешие прогулки, экскурсии выходного дня,
организуемые в классах классными руководителями и родителями школьников. В этом учебном
году обучающиеся посетили:
Воспитательная деятельность кадетских классов построена на принципах формирования
образованной воспитанной личности, способного уважать культурно-историческое наследие
своего народа и своей страны. Программа кадетского образования направлена на развитие и
становление духовно-нравственного, интеллектуального, физически развитого человека с
активной гражданской позицией.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая ребенка предметно-пространственная среда при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно- пространственной средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на
учебные и вне учебные занятия;
размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, встречах с интересными людьми ит.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных
возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие
21

способности, и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими
детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий
образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и
т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в
торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории;
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметнопространственной среды на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее
традициях, правилах.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)
С целью создания условий для разнообразия форм взаимодействия и сотрудничества школы
и родителей, повышения ответственности родителей за процесс воспитания своих детей,
заинтересованности их в положительном результате образовательного процесса, содействии
повышению авторитета родителей в семье, в школе налажено тесное сотрудничество с
родителями учащихся.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МАОУ «СОШ №154
г.Челбинска» осуществляется в рамках следующих направлений деятельности:
информационно-просветительское
(
классные
родительские
собрания,
индивидуальные консультации, социальные сети и чаты);
организационно-деятельностное (заседания совета профилактики, привлечение
родителей к организации кружковой работы, анкетирование родителей;
творческое (организация совместных досуговых мероприятий, выездных
экскурсий, участие в проектной деятельности, городские субботники).
В течение всего года классные руководители проводили групповые и индивидуальные
беседы с родителями о питании, успеваемости, дисциплине, форме одежды. Некоторые родители
приглашались на индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, чьи
дети на данный момент имели проблемы в поведении, в общении с одноклассниками, учителями
или пробелы в знаниях. Учителя, совместно с социальными педагогами знакомили родителей с
планом повышения успеваемости, советовали, как организовать работу ребёнка дома по
преодолению отставания. Консультации проводились также и по инициативе родителей. между
классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные
руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения,
что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного
сотрудничества с этими семьями.
Надо отметить, что все классные руководители своевременно информировали родителей,
учащихся по всем возникающим вопросам. Но некоторые родители очень неохотно идут на
контакт с классным руководителем. Мало интересуются проблемами своего ребёнка, редко
посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.
Анализируя работу с родителями можно сделать вывод, что не все родители правильно
понимают распределение ответственности: школа обучает, семья – воспитывает, вместе –
развиваем детей, обучая и воспитывая. Необходимо в наступившем учебном году запланировать
новые пути сотрудничества с родителями, используя современные методы и приемы (собрания –
конкурсы, собрания – путешествия, игровые практикумы, семейные спортивные игры). Можно
22

рассмотреть вопрос о создании Совета отцов для преодоления дефицита во взаимодействии
родительских и профессиональных педагогических сообществ в вопросах воспитания и развития
ребенка.
Модуль «Самоуправление»
Развитие самоуправленческих начал в коллективе является одним из важнейших условий
для воспитания учащихся. Деятельность органов самоуправления руководствуется документами:
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенция о правах ребенка;
• Положение по самоуправлению;
В школе организована работа Ученического Совета, первичной организации РДДМ. В
прошедшем учебном году состоялось торжественное открытие первичной ячейки в структуре
Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение
первых».
В течение года было проведено 11 всеобщих заседаний школьного Ученического Совета.
В течение года ученическое самоуправление принимало активное участие в городских и
школьных мероприятиях.
В течение учебного года активисты школы участвовали в организации и проведении
различных мероприятий, оформление школы к праздникам и внутришкольным мероприятиям,
подготовка поздравлений и акций к праздникам.
Видны позитивные изменения в структуре школьного ученического самоуправления.
Учащиеся стали больше проявлять самостоятельность и заинтересованность в совместной
работе и в работе на благо школы. За прошедший год видны значительные улучшения в
отношениях между членами Совета, в рамках самоуправления ребята учатся делиться своими
достижениями и недостатками, давать объективную критику друг другу, и объективно оценивать
работу друг друга. Отношения активистов и эффективность работы за прошедший год
значительно улучшились.
Хочется надеяться на развитие и укрепление положительной динамики развития
ученического самоуправления, так как оптимистичный настрой активистов и желание
развиваться вселяют уверенность.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Для координирования воспитательной (в том числе профилактической) работы по
предупреждению правонарушений несовершеннолетних, обеспечения межведомственного
взаимодействия в школе работает служба психолого-педагогического и социального
сопровождения.
Особо важным направлением работы школы является безопасность жизнедеятельности и
работа с детьми «группы риска».
Для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению
дисциплины среди обучающихся в школе действует Совет профилактики школы. Выполнению
заданной цели способствуют мероприятия, направленные на решение задач, которые в школе
проводятся в следующих формах:
работа с учащимися;
работа с родителями;
работа с классными руководителями.
Совет изучает и анализирует состояние правонарушений среди подростков, воспитательной
и профилактической работы, направленной на их предупреждение; рассматривает персональные
дела нарушителей порядка; осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на
учете; выявляет трудновоспитуемых обучающихся и родителей, не выполняющих своих
обязанностей по воспитанию детей; вовлекает подростков, склонных к правонарушениям, в
секции и кружки.
23

В рамках выполнения профилактических задач в школе были проведены различные
мероприятия:
С классными руководителями обучающихся, состоящих на каком-либо учете проводились
встречи и беседы по вопросам поведения, взаимоотношений в коллективе, успеваемости,
посещаемости, обстановки дома и пр. Так же уделялось внимание занятости этих подростков в
классных и общешкольных мероприятиях.
Ведется работа по формированию толерантного отношения к окружающим
Большое внимание уделяется работе с обучающимися классов, которые попадают в «группу
риска» и/или состоят на общешкольном контроле.
Совместно с ОДН при МВД в течение года проведено 6 встреч с инспекторами, а также
касающиеся вопросов безопасности на Ж/Д транспорте . Так же в прошедшем учебном году
были организованны встречи с обучающимися с представителями наркоконтроля (по вопросу
профилакти наркозависимости).
В рамках организационно-методического направления:
– участие в районных, городских семинарах и конференциях,
– работа с интернет ресурсами с целью повышения уровня компетентности в вопросах
образования и работы в социально-педагогическом направлении, а также поиск и подготовка
материалов
– работа с документацией: подготовка различного рода отчетов, планов, справок по
требованию.
За прошедший учебный год все запланированные мероприятия прошли в соответствии с
годовым планом на 2022-2023 учебный год. Уровень организации работы по вышеуказанным
направлениям считаем высоким, так как охватывает не только весь спектр ответственности
деятельности социального педагога, но и выходит за рамки, что отражается в образовательных и
воспитательных сферах деятельности ОО и за ее пределами.
Модуль «Социальное партнерство»
Существенное положительное воздействие на воспитательный процесс оказывает
непосредственное
сотрудничество
с
учреждениями
образовательной,
культурной,
профилактической направленности.
Самые значимые партнеры - родители, являющиеся активными участниками
образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – Совет школы..
Родители являются непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок,
школьных праздников, спортивных соревнований и т.п.
Воспитательное пространство МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска» не ограничивается
стенами школы, оно включает в себя широкий комплекс окружающих её культурнопросветительских и социально-значимых объектов.
Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в
совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении
традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет
круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить
социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.
Модуль «Профориентация»
В рамках реализации концепции профориентационной деятельности во всех классах
классными руководителями проводятся профориентационные уроки, экскурсии на предприятия,
государственные организации. На постоянной основе обучающиеся участвуют в онлайн-уроках
«Проектория», направленных на раннюю профориентацию.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является
обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно связана с учебновоспитательным процессом, а, следовательно, профориентационная работа в школах является
одним из важнейших компонентов в развитии школьников.
24

Учащиеся нашей школы посетили профессиональные пробы в рамках профориетационного
проекта «Билет в будущее».
VII. Кадровое и учебно-методическое обеспечение
На период самообследования в Школе работают 84 педагогов, из них с высшим
образованием – 72 чел. (86%).
Доля учителей с первой квалификационной категорией – 23 (27%), высшей – 39 (46%).
Численность педагогических работников в возрасте до 30 лет – 11 чел. (13%)
Курсовая подготовка проводится в соответствии с утвержденным планом повышения
квалификации на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО и других ОО.
Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем профессиональной
деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.
Аттестация педагогических работников способствовала росту их профессионального мастерства
и положительно сказалась на результатах педагогического труда.
Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано 7 методических
объединений (МО).
Методическая работа школы по теме «Развитие критического мышления и функциональной
грамотности учащихся в условиях внедрения обновленных ФГОС общего образования» была
направлена на активное участие в национальном проекте «Образование», федеральных,
региональных и муниципальных проектах: «Учитель будущего», «Современная школа», «Успех
каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Новые возможности для каждого».
VIII. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
Общая характеристика:
− книгообеспеченность – 100%;
− обращаемость – 1,5 ед. (за год выдано 3885 экз., худ. и метод. литература);
− объем фонда – 37708 экз.
Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджета.

№
1
3
4

Состав фонда:
Вид литературы
Количество ед. в фонде
Учебная
31158
Художественная
2392
Справочная
литература,
1158
уч. пособия

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в
федеральный перечень, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 253
от 31.03.2014.
Мультимедийные средства (презентации, электронные энциклопедии, дидактические
материалы) – 129 (из них презентации – 78).
Средний уровень посещаемости библиотеки – 42 человек в день.
На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и
проводимых мероприятиях библиотеки Школы.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная.
IX. Оценка материально-технической базы
В школе оборудованы 32 учебных кабинета. Обучение информатике проходит в двух
компьютерных кабинетах. Для трудового обучения оснащены 4 школьных мастерских. В каждом
кабинете АРМ учителя, мультимедийный проектор. Все кабинеты связаны единой электронной
25

сетью, имеют выход в Интернет. Оснащение кабинетов соответствует требования к оснащению
учебных кабинетов
Школа располагает двумя оснащенными спортивными залами, лыжной базой, залом ЛФК,
спортивным комплексом на территории школы, включающим футбольное поле, баскетбольное
поле, хоккейный корт, полосу препятствий, малые формы. В школе имеется актовый зал,
спортивный зал для начальной школы.
Организацию питания школьников обеспечивает Комбинат социального питания. Столовая
МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» рассчитана на 180 посадочных места. В помещении
столовой имеются обеденный зал, мясной, кондитерский, овощной цехи.

26

Приложение
Показатели деятельности
МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска» по итогам работы в 2023г.
N п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9

1.10

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15
1.16

Показатели
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
Численность учащихся по образовательной программе
начального общего образования
Численность учащихся по образовательной программе
основного общего образования
Численность учащихся по образовательной программе
среднего общего образования
Численность/удельный вес численности учащихся,
успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной
аттестации, в общей численности учащихся
Средний балл государственной итоговой аттестации
выпускников 9 класса по русскому языку
Средний балл государственной итоговой аттестации
выпускников 9 класса по математике
Средний балл единого государственного экзамена
выпускников 11 класса по русскому языку
Средний балл единого государственного экзамена
выпускников 11 класса по математике
Численность/удельный вес численности выпускников 9
класса, получивших неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации по русскому языку, в
общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9
класса, получивших неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации по математике, в
общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11
класса, получивших результаты ниже установленного
минимального количества баллов единого государственного
экзамена по русскому языку, в общей численности
выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11
класса, получивших результаты ниже установленного
минимального количества баллов единого государственного
экзамена по математике, в общей численности выпускников
11 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9
класса, не получивших аттестаты об основном общем
образовании, в общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11
класса, не получивших аттестаты о среднем общем
образовании, в общей численности выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9
27

2023
1863
889
876
98
775/42,7%
3,98
3,33
71,6
66,4

0

3

0

0

4/3%

0
11/0,7%

1.17

1.18

1.19
1.19.1
1.19.2
1.19.3
1.20

1.21

1.22

1.23
1.24
1.25

1.26

1.27

1.28

1.29
1.29.1
1.29.2

класса, получивших аттестаты об основном общем
образовании с отличием, в общей численности выпускников 9
класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11
класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании
с отличием, в общей численности выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности учащихся,
принявших участие в различных олимпиадах, смотрах,
конкурсах, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихсяпобедителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в
общей численности учащихся, в том числе:
Регионального уровня
Федерального уровня
Международного уровня
Численность/удельный вес численности учащихся,
получающих образование с углубленным изучением
отдельных учебных предметов, в общей численности
учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся,
получающих образование в рамках профильного обучения, в
общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности обучающихся с
применением дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся в рамках
сетевой формы реализации образовательных программ, в
общей численности учащихся
Общая численность педагогических работников, в том числе:
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное
образование, в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля), в
общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория в общей численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
28

7/15%

1807/97%

391/21%
8/0,003%
2/0,001%

0

0

0

0
84
72/86%

68/81%

11/13%

11/13%

62/73%
39/46%
23/27%

1.30.1

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет

1.30.2

Свыше 30 лет

1.30

1.31

1.32

1.33

1.34

2.
2.1
2.2

2.3
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5
2.5

2.6

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников
в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников
в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную переподготовку по
профилю педагогической деятельности или иной
осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших
повышение квалификации по применению в образовательном
процессе федеральных государственных образовательных
стандартов в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы из общего количества единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на
одного учащегося
Наличие в образовательной организации системы
электронного документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания
текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым
обеспечена возможность пользоваться широкополосным
Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности
учащихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося

29

14/17%
38 (более
20 лет)
11/13%

25/30%

77/91%

77/91%

0,09
19
Да
Да
да
Да
Да
Да
Да
1863/100%

2,3


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».