О внесении изменений в ООП НОО и ООП ООО — копия

Приложение № 1

Информация об изменениях федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025
№ 467 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»
Изменения с 01.09.2025
Раздел
ФГОСНОО

I. Общие
положения

Содержание изменений в
соответствии с
приказомМинистерства
просвещения Российской
Федерации от 18 июня 2025 г.
№ 467
в пункте 3 слова «Стратегии
научно-технологического
развития
Российской
Федерации,
утвержденной
Указом Президента Российской
Федерации от 1 декабря 2016 г.
№ 642»
в абзаце четвертом слова
«предметных
областей»
заменить словами «учебных
предметов»;

абзац восьмой изложить
следующей редакции:

в

Планируемые изменения к разделам ООП

Целевой раздел: пояснительная записка
(общие положения)
заменить словами«Стратегии научнотехнологического развития Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 28 февраля 2024 г.
N 145»
Целевой раздел: пояснительная записка
(общие положения)
Внести изменения:целостной, логически
завершенной части содержания образования,
расширяющей и углубляющей
материалучебных предметов, и (или) в
пределах которой осуществляется освоение
относительно самостоятельного
тематического блока учебного предмета
(далее - учебный курс)
Целевой раздел: пояснительная записка
(общие положения)

Внести изменения: «ФГОС предусматривает
возможность для Организаций, являющихся
частью федеральной или региональной
инновационной инфраструктуры,
самостоятельно выбирать траекторию
изучения учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей, курсов
внеурочной деятельности, обеспечивая при
этом соответствие результатов освоения
выпускниками программы начального общего
образования требованиям, предъявляемым к
уровню начального общего образования.»;
4) абзац первый пункта 9 Целевой раздел: пояснительная записка (общие
изложить
в
следующей положения)
редакции:
\

Внести изменения (читать в следующей
редакции): «9. Достижения, полученные
обучающимися в результате изучения
учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей, курсов внеурочной
деятельности, характеризующие
совокупность познавательных,
коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий, а также
уровень овладения междисциплинарными
понятиями (далее - метапредметные
результаты)…:»;
Целевой раздел: пояснительная записка
(общие положения)

6)
в
пункте
20
слова
«предметных областей или»
исключить;

в пункте 23 слова «учебного
курса (в том числе внеурочной

Внести изменения (читать в следующей
редакции): «17. Срок получения начального
общего образования составляет не более
четырех лет.
Для
лиц,
обучающихся
по
индивидуальным учебным планам, срок
получения начального общего образования
может быть сокращен.
При реализации трехгодичного срока
обучения на уровне начального общего
образования необходимо равномерно
распределять образовательную нагрузку на
три года обучения, корректировать общий
объем аудиторной нагрузки обучающихся по
индивидуальным учебным планам в
соответствии с санитарными правилами и
нормами СанПиН 1.2.3685-21 и санитарноэпидемиологическими требованиями.
Целевой раздел: пояснительная записка
(общие положения)
Внести изменения (читать в следующей
редакции): 20. Организация образовательной
деятельности по программам начального
общего образования может быть основана на
делении обучающихся на две и более группы
и различное построение образовательного
процесса в выделенных группах с учетом их
успеваемости, образовательных потребностей
и интересов, пола, общественных и
профессиональных целей, в том числе
обеспечивающих изучение родного языка в
образовательных организациях, в которых
наряду с русским языком изучается родной
язык, государственный язык республик
Российской Федерации, иностранный язык, а
также углубленное изучение учебных
предметов (далее - дифференциация
обучения).
Целевой раздел: пояснительная записка
(общие положения)

деятельности),
учебного
модуля» заменить словами
«учебного курса, учебного
модуля, курсов внеурочной
деятельности»;

II.
Требования
к структуре
программы
начального
общего
образования

в пункте 24 слова «учебных
курсов
(в
том
числе
внеурочной
деятельности),
учебных модулей» заменить
словами «учебных курсов,
учебных
модулей,
курсов
внеурочной детальности»;

пункт
25
изложить
следующей редакции:

Внести изменения (читать в следующей
редакции): 24. Структура программы
начального общего образования включает
обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений за
счет включения в учебные планы учебных
предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной детальности
по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся из перечня, предлагаемого
Организацией
в Организационный раздел (учебный план)

в абзаце третьем пункта 26
слово «учебных» исключить;

пункт
27
изложить
следующей редакции

в пункте 30.2:

Внести изменения (читать в следующей
редакции): 23. Результаты освоения
программы начального общего образования, в
том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, учебного курса, учебного
модуля, курсов внеурочной деятельности
программы начального общего образования,
подлежат оцениванию с учетом специфики и
особенностей предмета оценивания.
Организационный раздел (учебный план)

Внести изменения (читать в следующей
редакции):
«25. Объем обязательной части программы
начального общего образования составляет
80%,
а
объем
части,
формируемой
участниками образовательных отношений из
перечня, предлагаемого Организацией, - 20%
от общего объема программы начального
общего образования.»;
Организационный раздел (план внеурочной
деятельности)

Внести изменения (читать в следующей
редакции):Внеурочная
деятельность
направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального
общего образования с учетом выбора
участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого Организацией.
в Организационный раздел (учебный план)
Изложить в следующей редакции: 27.
Формы
организации
образовательной
деятельности при реализации программы
начального общего образования Организация
определяет самостоятельно в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями
Содержательный раздел (Рабочие программы

абзац второй подпункта 2
изложить
в
следующей
редакции:

в

Изложить в следующей редакции:
рабочих программ учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей, курсов
внеурочной
деятельности
являющихся
методическими
документами,
определяющими
организацию
образовательного процесса в Организации по
определенному учебному предмету, учебному
курсу, учебному модулю, курсов внеурочной
деятельности
Целевой раздел: пояснительная записка
(общие положения)

пункта 30.3
следующей

Изложить
в
следующей
редакции:
Структура и содержание планируемых
результатов освоения программы начального
общего образования должны отражать
требования ФГОС, передавать специфику
образовательной деятельности (в частности,
специфику целей
изучения
отдельных
учебных
предметов,
учебных
курсов,
учебных модулей), курсов внеурочной
деятельности соответствовать возрастным
возможностям обучающихся
Целевой раздел: пояснительная записка
(общие положения)

в пункте 30.2:
абзац девятый изложить
следующей редакции

абзац третий
изложить
в
редакции:

абзац второй
изложить
в
редакции:

учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

пункта 31
следующей

пункт
31.1
изложить
следующей редакции:

в

Изложить
в
следующей
редакции:
«ориентировать
образовательную
деятельность на личностное развитие и
воспитание
обучающихся,
достижение
планируемых результатов освоения учебных
предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности и
формирование
универсальных
учебных
действий у обучающихся;»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить в следующей редакции:«рабочие
программы учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей, курсов внеурочной
деятельности;»;
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности
Изложить в следующей редакции:
«31.1.
Рабочие
программы
учебных
предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности
должны
обеспечивать
достижение

пункт
32.1
изложить
следующей редакции:

планируемых
результатов
освоения
программы начального общего образования и
разрабатываться на основе требований ФГОС
к
результатам
освоения
программы
начального общего образования.
Рабочие
программы
учебных
предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности
должны включать:
содержание учебного предмета, учебного
курса, учебного модуля, курса внеурочной
деятельности;
планируемые
результаты
освоения
учебного предмета, учебного курса, учебного
модуля, курса внеурочной деятельности;
тематическое планирование с указанием
количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы учебного предмета,
учебного курса, учебного модуля, курса
внеурочной деятельности и возможность
использования по этой теме электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами (мультимедийные программы,
электронные
учебники
и
задачники,
электронные
библиотеки,
виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции
цифровых
образовательных
ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания
различных
групп
пользователей,
представленными в электронном (цифровом)
виде
и
реализующими
дидактические
возможности ИКТ, содержание которых
соответствует
законодательству
об
образовании.
Рабочие программы курсов внеурочной
деятельности также должны содержать
указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей, курсов
внеурочной деятельности формируются с
учетом рабочей программы воспитания.»;
в Организационный раздел (учебный план)
Изложить в следующей редакции:
32.1.
Учебный
план
программы
начального общего образования (далее учебный план) обеспечивает реализацию
требований ФГОС, определяет учебную
нагрузку в соответствии с требованиями к
организации образовательной деятельности к
учебной нагрузке при 5-дневной (6-дневной)
учебной
неделе,
предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими
требованиями,
перечень учебных предметов, учебных курсов,

учебных модулей.
Учебный
план
обеспечивает
преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, а также
возможность преподавания и изучения
родного языка из числа языков народов
Российской
Федерации,
из
числа
государственных
языков
республик
Российской Федерации, в том числе русского
языка как родного языка.
В учебный план входят следующие
обязательные
для
изучения
учебные
предметы (учебные модули): «Русский
язык», «Литературное чтение», «Родной язык
(язык народа Российской Федерации) и
(или) государственный язык республики
Российской
Федерации»,
«Литературное
чтение на родном языке (языке народа
Российской Федерации)»,
Для Организаций, в которых языком
образования является русский язык, изучение
родного языка и родной литературы из числа
языков народов Российской Федерации,
государственных
языков
республик
Российской Федерации осуществляется при
наличии возможностей Организации и по
заявлению
родителей
(иных
законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся.
При изучении учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» выбор
одного из учебных модулей «Основы
православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы
религиозных культур народов России»,
«Основы светской этики» осуществляется по
заявлению родителей (иных законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся.
Общий объем аудиторной работы
обучающихся за четыре учебных года не
может составлять менее 2966 академических
часов и более 3305 академических часов в
соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке
при 5-дневной (6-дневной) учебной неделе,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся часть учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений из перечня,
предлагаемого
Организацией,
включает
учебные
предметы,
учебные
курсы,

учебные
модули,
курсы
внеурочной
деятельности по выбору родителей (иных
законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том
числе
предусматривающие
углубленное
изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения
различных
интересов
обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы.
Целевой раздел (пояснительная записка
(общие положения)

III.
Требования
к условиям
реализации
программы
начального
общего
образования

абзац третий
изложить
в
редакции:

пункта 34.3
следующей

При реализации трехгодичного срока
обучения на уровне начального общего
образования
необходимо
равномерно
распределять образовательную нагрузку на
три года обучения, корректировать общий
объем аудиторной нагрузки обучающихся
по индивидуальным учебным планам в
соответствии
с
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.»;
Организационный раздел: условия реализации
образовательной программы в соответствии
с ФГОС

абзац пятый пункта 34.4
изложить
в
следующей
редакции:

Изложить в следующей редакции:«доступ
кучебным планам, рабочим программам
учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей, курсов внеурочной
деятельности,
учебным
изданиям
и
образовательным ресурсам, указанным в
рабочих программах учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей, курсов
внеурочной деятельности, информации о
ходе
образовательного
процесса,
результатах промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся;»;
Организационный раздел: условия реализации
образовательной программы в соответствии
с ФГОС

абзац второй
изложить
в

Изложить в следующей редакции:«доступ к
учебным планам, рабочим программам
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности,
электронным
учебным
изданиям
и
электронным образовательным ресурсам,
указанным в рабочих программах учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей,
курсов
внеурочной
деятельности
посредством сети Интернет;»;
Организационный раздел: условия реализации
образовательной программы в соответствии

пункта 36.1
следующей

IV.
Требования
к
результатам
освоения
программы
начального
общего
образования

редакции:

с ФГОС

в абзаце первом подпункта 3
пункта
40
слова
«специфической для данной
предметной области»

Изложить
в
следующей
редакции:«Дополнительно
Организация
может предоставить учебные пособия в
электронной
форме,
выпущенные
организациями, входящими в перечень
организаций,
осуществляющих
выпуск
учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего, основного общего, среднего общего
образования, необходимого для освоения
программы начального общего образования на
каждого обучающегося по каждому учебному
предмету, учебному курсу, учебному модулю,
курсу внеурочной деятельности, входящему
как в обязательную часть указанной
программы, так и в часть программы,
формируемую участниками образовательных
отношений.»;
Содержательный
раздел
(Рабочие
программы учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей, курсов внеурочной
деятельности)

абзац второй пункта 41.1.4
изложить
в
следующей
редакции

заменить словами «специфической для
данного учебного предмета»;
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить в следующей редакции:
«соблюдение правил здорового образа жизни
и безопасного образа жизни (для себя и
других людей) в том числе в информационной
среде;»;
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

в пункте 43заменить словами

пункт
43.2
изложить
следующей редакции:

в

Заменить словами:
слова «предметных областей, включающих
конкретные учебные предметы (учебные
модули)» заменить словами «учебных
предметов (учебных модулей)»;
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить в следующей редакции:«43.2.
Распределение
предметных
результатов
освоения и содержания учебных предметов
«Родной язык (язык народа Российской
Федерации) и (или) государственный язык

абзац первый пункта 43.2.1
изложить
в
следующей
редакции:

абзац первый подпункта 43.2.2
изложить
в
следующей
редакции
в пункте 43.3 слова:

республики Российской Федерации» и
«Литературное чтение на родном языке
(языке народа Российской Федерации)»
разрабатывается
в
соответствии
с
требованиями ФГОС и ФООП по учебному
предмету и утверждается Организацией
самостоятельно.»;
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить
в
следующей
редакции:«Предметные
результаты
по
учебному предмету «Родной язык (язык
народа Российской Федерации) и (или)
государственный язык республики Российской
Федерации» должны обеспечивать:»;
Изложить в следующей редакции:«По
учебному предмету «Литературное чтение на
родном языке (языке народа Российской
Федерации)»:
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

в пункте 43.4 слова:

Исключить:«предметной
области
«Иностранный язык»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

в пункте 43.5слова:

Исключить:«предметной
области
«Математика и информатика»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

в пункте 43.6 слова:

пункт 43.7
в пункте 43.8 слова исключить;

в пункте 43.9 в абзаце первом
слова

Исключить:«предметной
области
«Обществознание
и
естествознание
(окружающий мир)»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Исключить:«предметной
области«Основы
религиозных культур и светской этики»
признать утратившим силу
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Исключить:«предметной
области
«Технология»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

в пункте 43.9 в абзаце втором
слово

абзац второй пункта 41.1.4
изложить
в
следующей
редакции

Исключить:
«предметной
области
«Физическая культура»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Заменить«туристических» заменить словом
«туристских».
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить в следующей редакции:
«соблюдение правил здорового образа жизни
и безопасного образа жизни (для себя и
других людей) в том числе в информационной
среде;»;

Приложение № 2

Информация об изменениях федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025
№ 467 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего и основного общего
образования»
Изменения с 01.09.2025
Раздел ФГОС
ООО

I. Общие
положения

Содержание изменений в
соответствии с приказом
Министерства
просвещения Российской
Федерации от 18 июня
2025 г. № 467
абзац третий пункта 4

абзац второй пункта 6

абзаце четвертом пункта 8

абзац первый пункта 9

Планируемые изменения к разделам ООП

Целевой раздел: пояснительная записка (общие
положения)
изложить в следующей редакции:
«единства
образовательного
пространства
Российской Федерации; сохранения и развития
культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального
народа
Российской
Федерации, реализации права на изучение
родного языка (языка народов Российской
Федерации), возможности получения основного
общего образования на родном языке (языке
народов Российской Федерации)»
Целевой раздел: пояснительная записка (общие
положения)
внести
изменения(читать
в
следующей
редакции):
«любящий свой край и свое Отечество, знающий
русский и родной язык языков народов
Российской Федерации, уважающий свой народ,
его культуру и духовные традиции»
Целевой раздел: пояснительная записка (общие
положения)
внести
изменения(читать
в
следующей
редакции):
специфические для данной предметной области»
заменить словами «специфические для данного
учебного предмета
Целевой раздел: пояснительная записка (общие
положения)
внести
изменения(читать
в
следующей
редакции):
«9. Достижения, полученные обучающимися в
результате изучения учебных предметов,

пункт 23

II. Требования к
структуре
программы
основного
общего
образования

учебных курсов, учебных модулей, курсов
внеурочной деятельности, характеризующие
совокупность познавательных, коммуникативных
и
регулятивных
универсальных
учебных
действий,
а
также
уровень
овладения
междисциплинарными понятиями (далее метапредметные результаты), сгруппированы во
ФГОС по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия,
составляющие умение овладевать
Целевой раздел: пояснительная записка (общие
положения)

пункт 25

внести изменения (читать в следующей
редакции) «23. Результаты освоения программы
основного общего образования, в том числе
отдельной части или всего объема учебного
предмета, учебного курса, учебного модуля,
курсов внеурочной деятельности программы
основного
общего
образования,
подлежат
оцениванию с учетом специфики и особенностей
предмета оценивания»
Организационный (учебный план)

пункт 26

Внести изменения (читать в следующей
редакции):
Структура
программы
основного
общего
образования, в том числе адаптированной,
включает
обязательную
часть
и
часть,
формируемую участниками образовательных
отношений за счет включения в учебные планы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности по
выбору обучающихся, родителей (иных законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся
из
перечня,
предлагаемого
Организацией.»
Организационный (учебный план)
Внести изменения (читать в следующей
редакции):
Объем обязательной части программы основного
общего образования составляет 70%, а объем
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
из
перечня,
предлагаемого Организацией, - 30% от общего
объема
программы
основного
общего
образования, реализуемой в соответствии с
требованиями к организации образовательного
процесса,
предусмотренными
санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»,
утвержденными
постановлением
Главного

пункт 28

государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. N 2
(зарегистрировано
Министерством
юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г.,
регистрационный N 62296), с изменениями,
внесенными
постановлениями
Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30 декабря 2022 г. N 24
(зарегистрировано
Министерством
юстиции
Российской Федерации 9 марта 2023 г.,
регистрационный N 72558), от 17 марта 2025 г. N
2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 19 мая 2025 г.,
регистрационный N 82236), действующим до 1
марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы),
и санитарными правилами СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрировано
Министерством
юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61573), с изменениями,
внесенными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30 августа 2024 г. N 10
(зарегистрировано
Министерством
юстиции
Российской Федерации 17 сентября 2024 г.,
регистрационный N 79493), действующим до 1
января
2027
г.
(далее
Санитарноэпидемиологические требования).»
Организационный (учебный план)

Внести изменения (читать в следующей
редакции):
Формы
организации
образовательной
деятельности
при
реализации
программы
основного общего образования, в том числе
адаптированной,
Организация
определяет
самостоятельно в соответствии с Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями»;
в пункте 31: в подпункте Содержательный раздел (Рабочие программы
31.2:
абзац
второй учебных предметов, учебных курсов, учебных
подпункта
2
внести модулей, курсов внеурочной деятельности)
изменения
Внести изменения (читать в следующей
редакции):
«рабочих программ учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей, курсов внеурочной
деятельности,
являющихся
методическими
документами,
определяющими
организацию
образовательного процесса в Организации по
определенному учебному предмету, учебному

курсу, учебному модулю, курсу внеурочной
деятельности»
в подпункте 32.1 внести Содержательный раздел (Рабочие программы
изменения
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

абзац
32.2

пятый

включить

Внести изменения (читать в следующей
редакции):
32.1. Рабочие программы учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей, курсов
внеурочной деятельности должны обеспечивать
достижение планируемых результатов освоения
программы основного общего образования и
разрабатываться на основе требований ФГОС к
результатам освоения программы основного
общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей, курсов внеурочной
деятельности должны включать:
содержание учебного предмета, учебного курса,
учебного модуля, курса внеурочной деятельности;
планируемые результаты освоения учебного
предмета, учебного курса, учебного модуля, курса
внеурочной деятельности;
тематическое
планирование
с
указанием
количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета,
учебного курса, учебного модуля, курса
внеурочной
деятельности
и
возможность
использования по этой теме электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные
программы,
электронные
учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания
различных
групп
пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде
и реализующими дидактические возможности
ИКТ,
содержание
которых
соответствует
законодательству об образовании.
Рабочие
программы
курсов
внеурочной
деятельности также должны содержать указание
на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей, курсов внеурочной
деятельности формируются с учетом рабочей
программы воспитания»
подпункта Целевой раздел (пояснительная записка)
Внести изменения (читать в следующей
редакции):
слова «предметных областях» заменить словами
«учебных предметах»
учебный Организационный раздел (учебный план)

предмет«Духовнонравственная
культура Внести изменения (читать в следующей
России»
редакции):
«Изучение
учебного
предмета
«Духовнонравственная культура России» начинается с
2026/27 учебного года.
Федеральная
образовательная
программа
основного общего образования в части учебного
предмета
«Духовно-нравственная
культура
России» проходит экспертизу в порядке,
предусмотренном
частью
3
статьи
87
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Учебно-методическое
обеспечение
учебного
предмета
«Духовно-нравственная
культура
России»
осуществляется
с
привлечением
организаций, предусмотренных частью 6 статьи
87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ
«Об
образовании
в Российской
Федерации».
подпункт 33.1
Организационный (учебный план)
Изложить в следующей редакции:
Учебный план программы основного общего
образования, в том числе адаптированной (далее учебный
план),
обеспечивает
реализацию
требований ФГОС, определяет учебную нагрузку
в соответствии с требованиями к организации
образовательной
деятельности,
предусмотренными Гигиеническими нормативами
и
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями, перечень учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей.
Учебный план обеспечивает преподавание и
изучение государственного языка Российской
Федерации, а также возможность преподавания и
изучения родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, из числа государственных
языков республик Российской Федерации, в том
числе русского языка как родного языка.
В учебный план входят следующие обязательные
для изучения учебные предметы: «Русский язык»,
«Литература», «Родной язык (язык народа
Российской Федерации) и (или) государственный
язык республики Российской Федерации»,
«Родная литература (литература на языке народа
Российской Федерации)», «Иностранный язык»,
«Второй иностранный язык», «Математика»,
«Информатика», «История», «Обществознание»,
«География», «Физика», «Химия», «Биология»,
«Изобразительное
искусство»,
«Музыка»,
«Духовно-нравственная культура России», «Труд
(технология)», «Физическая культура», «Основы
безопасности и защиты Родины».
Учебный предмет «Математика» включает в себя
учебные
курсы
«Алгебра»,
«Геометрия»,

«Вероятность и статистика».
Достижение
обучающимися
планируемых
результатов освоения программы основного
общего образования по учебному предмету
«Математика»
в
рамках
государственной
итоговой аттестации включает результаты
освоения рабочих программ учебных курсов
«Алгебра»,
«Геометрия»,
«Вероятность
и
статистика».
Учебный предмет «История» включает в себя
учебные курсы «История России», «Всеобщая
история» и «История нашего края».
Для Организаций, в которых языком образования
является русский язык, изучение родного языка и
родной литературы из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков
республик Российской Федерации осуществляется
при наличии возможностей Организации и по
заявлению обучающихся, родителей (иных
законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Изучение второго иностранного языка из перечня,
предлагаемого Организацией, осуществляется по
заявлению обучающихся, родителей (иных
законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и при наличии в Организации
необходимых условий.
Общий объем аудиторной работы обучающихся
за пять учебных лет не может составлять менее
5338 академических часов и более 5848
академических
часов
в
соответствии
с
требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (6дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Общий объем аудиторной работы обучающихся с
ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один
год
не может
составлять
менее 6018
академических часов за шесть учебных лет.
При реализации адаптированных программ
основного общего образования обучающихся с
ОВЗ в учебный план могут быть внесены
следующие изменения:
для глухих и слабослышащих обучающихся
исключение из обязательных для изучения
учебных предметов учебного предмета «Музыка»;
для глухих и слабослышащих обучающихся,
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
обязателен для изучения учебный предмет
«Развитие речи», предметные результаты по
которому
определяются
Организацией
самостоятельно с учетом состояния здоровья
обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных
потребностей, в том числе в соответствии с
федеральными адаптированными программами

III. Требования
к условиям
реализации
программы

основного общего образования;
для глухих, слабослышащих обучающихся,
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
обучающихся
с
нарушениями
опорнодвигательного аппарата изменение сроков и
продолжительности
изучения
иностранного
языка;
для всех обучающихся с ОВЗ, инвалидов, детейинвалидов исключение учебного предмета
«Физическая культура» и включение учебного
предмета «Адаптивная физическая культура»,
предметные
результаты
по
которому
определяются Организацией самостоятельно с
учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ,
их особых образовательных потребностей, в том
числе
в
соответствии
с
федеральными
адаптированными
программами
основного
общего образования.
В
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
из
перечня,
предлагаемого
Организацией, включает учебные предметы,
учебные курсы, учебные модули, курсы
внеурочной
деятельности
по
выбору
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся с
ОВЗ.
Изучение
учебного
предмета
«Духовнонравственная культура России» начинается с
2026/27 учебного года.
Федеральная
образовательная
программа
основного общего образования в части учебного
предмета
«Духовно-нравственная
культура
России» проходит экспертизу в порядке,
предусмотренном
частью
3
статьи
87
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Учебно-методическое
обеспечение
учебного
предмета
«Духовно-нравственная
культура
России»
осуществляется
с
привлечением
организаций, предусмотренных частью 6 статьи
87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ
«Об
образовании
в Российской
Федерации».
абзац третий подпункта Организационный
(условия
реализации
35.3
образовательной программы в соответствии с
ФГОС)

основного
общего
образования

абзац
35.4

пятый

Изложить в следующей редакции:
«доступ к учебным планам, рабочим программам
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности,
учебным изданиям и образовательным ресурсам,
указанным в рабочих программах учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей,
курсов внеурочной деятельности информации о
ходе образовательного процесса, результатах
промежуточной и государственной итоговой
аттестации обучающихся;»
подпункта Организационный
(условия
реализации
образовательной программы в соответствии с
ФГОС)

Изложить в следующей редакции:
«доступ к учебным планам, рабочим программам
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности,
электронным учебным изданиям и электронным
образовательным ресурсам, указанным в рабочих
программах учебных предметов, учебных курсов,
учебных
модулей,
курсов
внеурочной
деятельности посредством сети Интернет;»
абзац первый подпункта Целевой раздел (пояснительная записка)
36.3 пункта 36
Внести изменений (читать в следующей
редакции):
слова «по предметным областям» заменить
словами «учебных предметов»;
абзац второй подпункта Организационный
(условия
реализации
37.3 пункта 37
образовательной программы в соответствии с
ФГОС)

IV. Требования
к результатам
освоения
основной

пункте 41
абзац второй подпункта 2

Изложить в следующей редакции:
«Дополнительно
Организация
может
предоставить учебные пособия в электронной
форме, выпущенные организациями, входящими в
перечень организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, необходимого для
освоения
программы
основного
общего
образования на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, учебному курсу,
учебному
модулю,
курсу
внеурочной
деятельности, входящему как в обязательную
часть указанной программы, так и в часть
программы,
формируемую
участниками
образовательных отношений.»
Содержательный отдел (рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

образовательной
программы
основного
общего
образования

Русский язык
Родной язык
(язык народа
Российской
Федерации) и
(или)
государственный
язык республики
Российской
Федерации

изложить в следующей редакции
«освоение
обучающимися
межпредметных
понятий (используются в нескольких учебных
предметах и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов,
учебных
модулей,
курсов
внеурочной
деятельности в целостную научную картину
мира) и универсальные учебные действия
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные)»
Нет изменений
пункт 45.2.1.

Пункт 11.3.3

Пункт 11.3.4

Пункт 11.3.6

Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Внести изменений (читать в следующей
редакции):
«Распределение
предметных
результатов
освоения и содержания учебного предмета
«Родной язык (язык народа Российской
Федерации) и (или) государственный язык
республики
Российской
Федерации»
разрабатывается в соответствии с требованиями
ФГОС и ФООП по учебному предмету и
утверждается Организацией самостоятельно.»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить в следующей редакции:
«Использование коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка (языка народа
Российской Федерации) и (или) государственного
языка республики Российской Федерации»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить в следующей редакции:
«Расширение и систематизация научных знаний о
родном языке (языке народа Российской
Федерации) и (или) государственном языке
республики Российской Федерации, осознание
взаимосвязи его уровней и единиц, освоение
базовых понятий лингвистики, основных единиц
и грамматических категорий языка;
обогащение
активного
и
потенциального
словарного
запаса,
расширение
объема
используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю
общения»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить в следующей редакции:

Пункт 11.3.7

Родная
литература
(литература на
языке народа
Российской
Федерации)

Пункт 45.2.2.

Иностранный
язык

Пункте 43.3

«Обогащение активного и потенциального
словарного
запаса,
расширение
объема
используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке (языке народа Российской
Федерации) и (или) государственном языке
республики Российской Федерации адекватно
ситуации и стилю общения»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Изложить в следующей редакции:
«Овладение
основными
стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными
нормами
родного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных
высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
овладение
основными
стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии родного языка
(языка народа Российской Федерации) и (или)
государственного языка республики Российской
Федерации, основными нормами родного языка
(языка народа Российской Федерации) и (или)
государственного языка республики Российской
Федерации (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными)»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Внести изменений (читать в следующей
редакции):
«Распределение
предметных
результатов
освоения и содержания учебного предмета
«Родная литература (литература на языке народа
Российской Федерации)» разрабатывается в
соответствии с требованиями ФГОС и ФООП по
учебному предмету и утверждается Организацией
самостоятельно»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Внести изменений (читать в следующей
редакции):
слова «предметной области «Иностранный язык»
исключить;
для
глухих,
слабослышащих
обучающихся,
обучающихся
с
тяжелыми
нарушениями речи, обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
изменение

подпункт 45.3

подпункт 45.4

История

пункт 11.6

сроков
и
продолжительности
изучения
иностранного языка»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Внести изменений (читать в следующей
редакции):
слова «предметной области «Иностранные языки»
исключить»
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)
Внести изменений (читать в следующей
редакции):
слова «предметной области «Иностранные языки»
исключить»
Целевой раздел (Планируемые результаты)
Изложить в следующей редакции:
1)
формирование
основ
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации личности обучающегося,
осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых
национальных
ценностей
современного
российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми
разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями,
а также представлениями о закономерностях
развития человеческого общества в социальной,
экономической,
политической,
научной
и
культурной
сферах;
приобретение
опыта
историко-культурного,
цивилизационного
подхода к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов;
3)
формирование
умений
применения
исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в
современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
4)
формирование
важнейших
культурноисторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации личности, миропонимания и
познания современного общества на основе
изучения исторического опыта России и
человечества;
5) развитие умений искать, анализировать,
сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и
явлениях прошлого и настоящего, способностей
определять и аргументировать свое отношение к
ней;

подпункте 45.6.1:

Обществознание

6) воспитание уважения к историческому
наследию народов России; восприятие традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном российском государстве.
Целевой раздел (Система оценки достижения
планируемых результатов)
Изложить в следующей редакции:
«45.6.1. Предметные результаты по учебному
предмету «История» должны обеспечивать:»;
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо,
допущена опечатка: имеются в виду абзацы
шестой - десятый подпункта 45.6.1.1(1), а не
подпункта 45.6.1(1).
в подпункте 45.6.1(1) абзацы шестой - десятый
исключить;
Целевой раздел (Планируемые результаты)

пункт 11.7
По учебному предмету
«Обществознание»:
Изложить в следующей редакции:
1) формирование у обучающихся личностных
представлений
об
основах
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни
общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта
применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных
задач в области социальных отношений,
адекватных
возрасту
обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для
соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и
нормами
поведения,
установленными
законодательством
Российской
Федерации,
убежденности в необходимости защищать
правопорядок
правовыми
способами
и
средствами, умений реализовывать основные
социальные
роли
в
пределах
своей
дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально
значимой информацией, ее осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам;
6)
развитие
социального
кругозора
и

подпункт 45.6.2

формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин
Целевой раздел (Система оценки достижения
планируемых результатов)
Изложить в следующей редакции:
«Предметные результаты по учебному предмету
«Обществознание» должны обеспечивать:
1) освоение знаний о природе общества и
социальных свойствах человека, роли и значении
семьи и ее истории в жизни и становлении
человека как личности, основах семейной
экономики; роли и значении исторических
традиций и традиционных духовно-нравственных
ценностей
в
обеспечении
социальной
устойчивости общества и жизни человека;
характерных чертах политической и социальной
организации жизни общества и основных сфер
социальной деятельности, включая деятельность
институтов государственной власти, науки и
образования,
религии,
культуры;
основах
конституционного
строя,
правовой
и
политической системы Российской Федерации,
правовом статусе, правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего); влиянии цифровых и
информационных технологий на деятельность
общества и государства; роли и месте Российской
Федерации
в
многополярном
мире;
необходимости обеспечения технологического
суверенитета, безопасности личности, общества и
государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
2)
умение
характеризовать
традиционные
российские духовно-нравственные ценности (в
том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд,
служение
Отечеству,
нормы
морали
и
нравственности,
гуманизм,
милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм,
историческое
единство
народов
России,
преемственность истории нашей Родины);
государство как социальный институт;
3) умение приводить примеры (в том числе
моделировать ситуации) деятельности людей,
социальных объектов, явлений, процессов
определенного типа в различных сферах
общественной жизни, их структурных элементов
и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм, в том
числе связанных с правонарушениями и
наступлением юридической ответственности;
связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;
4) умение классифицировать по разным

признакам
(в
том
числе
устанавливать
существенный
признак
классификации)
социальные
объекты,
явления,
процессы,
относящиеся к различным сферам общественной
жизни, их существенные признаки, элементы и
основные функции;
5) умение сравнивать (в том числе устанавливать
основания для сравнения) деятельность людей,
социальные объекты, явления, процессы в
различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции;
6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи
социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая
взаимодействия общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина
и государства; связи политических потрясений и
социально-экономических
кризисов
в
государстве;
7) умение использовать полученные знания для
объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности,
в
том
числе
для
аргументированного
объяснения
роли
информации и информационных технологий в
современном мире; примеров здорового образа
жизни,
роли
непрерывного
образования,
опасности наркомании и алкоголизма для
человека
и
общества;
необходимости
правомерного
налогового
поведения,
противодействия коррупции; проведения в
отношении нашей страны международной
политики «сдерживания»; для осмысления
личного социального опыта при исполнении
типичных для несовершеннолетнего социальных
ролей;
8) умение с опорой на обществоведческие знания,
факты
общественной
жизни
и
личный
социальный опыт определять и аргументировать с
точки зрения социальных ценностей и норм свое
отношение к явлениям, процессам социальной
действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала
познавательные
и
практические
задачи,
отражающие
выполнение
типичных
для
несовершеннолетнего
социальных
ролей,
типичные
социальные
взаимодействия
в
различных сферах общественной жизни, в том
числе процессы формирования, накопления и
инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов
обществоведческой
тематики,
позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать
смысл текстов разных типов, жанров, назначений
в целях решения различных учебных задач, в том

числе извлечений из Конституции Российской
Федерации и других нормативных правовых
актов; умение составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в
модели
(таблицу,
диаграмму,
схему)
и
преобразовывать предложенные модели в текст;
11) овладение приемами поиска и извлечения
социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций средств
массовой информации (далее - СМИ) с
соблюдением
правил
информационной
безопасности при работе в сети Интернет;
12)
умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
и
критически оценивать социальную информацию,
включая
экономико-статистическую,
из
адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить ее с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие
знания,
формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и
поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных
норм,
экономической
рациональности (включая вопросы, связанные с
личными финансами и предпринимательской
деятельностью, для оценки рисков осуществления
финансовых
мошенничеств,
применения
недобросовестных
практик);
осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного
поведения;
14)
приобретение
опыта
использования
полученных знаний, включая основы финансовой
грамотности,
в
практической
(включая
выполнение проектов индивидуально и в группе)
деятельности, в повседневной жизни для
реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе
потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; для
составления личного финансового плана; для
выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; для опыта
публичного представления результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения,
особенностями
аудитории
и
регламентом;
15) приобретение знаний о возможности (в том
числе электронной) составления простейших
документов (заявления, обращения, личного

География

финансового плана);
16)
приобретение
опыта
осуществления
совместной
деятельности,
включая
взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми
разных культур; осознание ценности культуры и
традиций народов России.»;
11.8.
По
учебному Целевой раздел (Планируемые результаты)
предмету «География»
Изложить в следующей редакции:
1) формирование представлений о географии, ее
роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей
среды
и
рационального
природопользования;
2) формирование первичных компетенций
использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
3)
формирование
представлений
и
основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты
людей в пространстве и во времени, основных
этапах
ее
географического
освоения,
особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной
деятельности
людей,
экологических проблемах на разных материках и
в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими
умениями
использования
приборов
и
инструментов для определения количественных и
качественных
характеристик
компонентов
географической среды, в том числе ее
экологических параметров;
5)
овладение
основами
картографической
грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного
общения;
6) овладение основными навыками нахождения,
использования и презентации географической
информации;
7)
формирование
умений
и
навыков
использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории

абзац первый подпункта
45.6.3

«Математика»
(учебные курсы
«Алгебра»,
«Геометрия»,
«Вероятность и
статистика»)

проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях
деятельности людей, ведущей к возникновению и
развитию или решению экологических проблем
на различных территориях и акваториях, умений
и
навыков
безопасного
и
экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Целевой раздел (Система оценки достижения
планируемых результатов)
«Предметные результаты по учебному предмету
«География» должны обеспечивать:»;
подпункт 45.7 признать утратившим силу;
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

11.9.
По
учебному
предмету «Математика»
(учебные
курсы
«Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность
и Внести изменений (читать в следующей
статистика»):
редакции):
11.9. По учебному предмету «Математика»
(учебные
курсы
«Алгебра»,
«Геометрия»,
«Вероятность и статистика»):
1)
осознание
значения
математики
в
повседневной жизни человека;
2) формирование представлений о математике как
о
методе
познания
действительности,
позволяющем описывать и изучать реальные
процессы и явления:
осознание роли математики в развитии России и
мира;
возможность привести примеры из отечественной
и всемирной истории математических открытий и
их авторов;
3) развитие умений работать с учебным
математическим
текстом
(анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и
грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики,
проводить
классификации,
логические
обоснования, доказательства математических
утверждений:
оперирование понятиями: множество, элемент
множества,
подмножество,
принадлежность,
нахождение
пересечения,
объединения
подмножества в простейших ситуациях;
решение сюжетных задач разных типов на все
арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в
котором рассуждение строится от условия к
требованию или от требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение
этапов
ее
решения,
интерпретация
вычислительных
результатов
в
задаче,
исследование полученного решения задачи;
нахождение процента от числа, числа по проценту

от него, нахождения процентного отношения двух
чисел, нахождения процентного снижения или
процентного повышения величины;
решение логических задач;
4) развитие представлений о числе и числовых
системах от натуральных до действительных
чисел; овладение навыками устных, письменных,
инструментальных вычислений:
оперирование понятиями: натуральное число,
целое число, обыкновенная дробь, десятичная
дробь, смешанное число, рациональное число,
иррациональное число;
использование свойства чисел и законов
арифметических операций с числами при
выполнении вычислений;
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9,
10 при выполнении вычислений и решении задач;
выполнение округления чисел в соответствии с
правилами;
сравнение чисел;
оценивание значения квадратного корня из
положительного целого числа;
5) овладение символьным языком алгебры,
приемами
выполнения
тождественных
преобразований выражений, решения уравнений,
систем уравнений, неравенств и систем
неравенств; умения моделировать реальные
ситуации на языке алгебры, исследовать
построенные модели с использованием аппарата
алгебры,
интерпретировать
полученный
результат:
выполнение несложных преобразований для
вычисления значений числовых выражений,
содержащих степени с натуральным показателем,
степени с целым отрицательным показателем;
выполнение несложных преобразований целых,
дробно рациональных выражений и выражений с
квадратными корнями; раскрывать скобки,
приводить подобные слагаемые, использовать
формулы сокращенного умножения;
решение линейных и квадратных уравнений и
неравенств, уравнений и неравенств, сводящихся
к линейным или квадратным, систем уравнений и
неравенств, изображение решений неравенств и
их систем на числовой прямой;
6) овладение системой функциональных понятий,
развитие умения использовать функциональнографические
представления
для
решения
различных математических задач, для описания и
анализа реальных зависимостей:
определение положения точки по ее координатам,
координаты точки по ее положению на плоскости;
нахождение по графику значений функции,
области определения, множества значений, нулей
функции,
промежутков
знакопостоянства,
промежутков
возрастания
и
убывания,

наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной
функций;
оперирование на базовом уровне понятиями:
последовательность, арифметическая прогрессия,
геометрическая прогрессия;
использование свойств линейной и квадратичной
функций и их графиков при решении задач из
других учебных предметов;
7) овладение геометрическим языком; развитие
умения использовать его для описания предметов
окружающего мира; развитие пространственных
представлений,
изобразительных
умений,
навыков геометрических построений:
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок,
прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник и четырехугольник, прямоугольник и
квадрат, окружность и круг, прямоугольный
параллелепипед,
куб,
шар;
изображение
изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и
циркуля;
выполнение измерения длин, расстояний, величин
углов с помощью инструментов для измерений
длин и углов;
8) формирование систематических знаний о
плоских фигурах и их свойствах, представлений о
простейших пространственных телах; развитие
умений моделирования реальных ситуаций на
языке геометрии, исследования построенной
модели с использованием геометрических
понятий и теорем, аппарата алгебры, решения
геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями:
равенство
фигур,
параллельность
и
перпендикулярность прямых, углы между
прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
проведение доказательств в геометрии;
оперирование на базовом уровне понятиями:
вектор, сумма векторов, произведение вектора на
число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических
величин (длина и расстояние, величина угла,
площадь) по образцам или алгоритмам;
9)
овладение
простейшими
способами
представления и анализа статистических данных;
формирование представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных
способах
их
изучения,
о
простейших
вероятностных моделях; развитие
умений
извлекать информацию, представленную в
таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и
анализировать массивы числовых данных с
помощью
подходящих
статистических
характеристик,
использовать
понимание
вероятностных свойств окружающих явлений при
принятии решений:

формирование представления о статистических
характеристиках,
вероятности
случайного
события;
решение простейших комбинаторных задач;
определение
основных
статистических
характеристик числовых наборов;
оценивание и вычисление вероятности события в
простейших случаях;
наличие представления о роли практически
достоверных и маловероятных событий, о роли
закона больших чисел в массовых явлениях;
умение сравнивать основные статистические
характеристики, полученные в процессе решения
прикладной задачи, изучения реального явления
Содержательный раздел (Рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей, курсов внеурочной деятельности)

«Информатика»

Изложить в следующей редакции:
11.10. По учебному предмету «Информатика»:
1) развитие умений применять изученные
понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных
дисциплин с использованием при необходимости
справочных
материалов,
компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при
практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении
практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных
ситуациях;
использование числовых выражений при решении
практических задач и задач из других учебных
предметов;
решение практических задач с применением
простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений
на местности, необходимых в реальной жизни;
2)
формирование
информационной
и
алгоритмической
культуры;
формирование
представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
3) формирование представления об основных
изучаемых понятиях (информация, алгоритм,
модель) и их свойствах;
4) развитие алгоритмического мышления,
необходимого
для
профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний
об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из
языков
программирования
и
основными

алгоритмическими структурами - линейной,
условной и циклической;
5) формирование умений формализации и
структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей - таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
6) формирование навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики
и права;
7) для слепых и слабовидящих обучающихся:
владение правилами записи математических
формул и специальных знаков рельефно-точечной
системы обозначений Л. Брайля;
владение
тактильно-осязательным
способом
обследования
и
восприятия
рельефных
изображений предметов, контурных изображений
геометрических фигур и других;
умение читать рельефные графики элементарных
функций на координатной плоскости, применять
специальные приспособления для рельефного
черчения;
владение основным функционалом программы
невизуального доступа к информации на экране
ПК,
умение
использовать
персональные
электронные
тифлотехнические
средства
информационно-коммуникационного
доступа
слепыми обучающимися;
8) для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата: владение специальными
компьютерными средствами представления и
анализа данных и умение использовать
персональные вспомогательные средства доступа
с учетом двигательных, речедвигательных и
сенсорных нарушений; умение использовать
персональные вспомогательные средства доступа
для людей с ограничениями жизнедеятельности
(инвалидов)»
Физика

Изменений нет

Химия

Изменений нет

Изобразительное
искусство
Музыка

Изменений нет

Духовнонравственная
культура России

пункт 45 подпунктами Целевой раздел (Система оценки достижения
45.12. и 45.13
планируемых результатов)

Изменений нет

Внести изменений (читать в следующей
редакции):
«Изучение
учебного
предмета
«Духовнонравственная культура России» направлено на
формирование у обучающихся мировоззрения,
основанного на традиционных российских

духовно-нравственных ценностях, посредством
изучения
жизненного
пути
и
взглядов
государственных и общественных деятелей,
деятелей культуры, ученых, военных, в том числе
героев специальной военной операции, и иных
значимых личностей России для того, чтобы
укоренить
созидательные
ценности
через
примеры
жизни
выдающихся
личностей
традиционных конфессий.
45.13. Предметные результаты по учебному
предмету
«Духовно-нравственная
культура
России» должны обеспечивать:
1) знание и понимание смысла и содержания, а
также присвоения традиционных российских
духовно-нравственных ценностей как основы
формирования внутренней позиции и целостного
мировоззрения гражданина России: патриотизм,
вера в Бога, гражданственность, Родина, единство
народов России, служение Отечеству и
ответственность
за
его
судьбу,
долг,
нравственные идеалы традиционных религий
России, сохранение исторической памяти и
преемственность поколений, крепкая семья, брак союз мужчины и женщины, многодетность,
семейное счастье, приоритет духовного над
материальным, коллективизм, солидарность,
соборность, взаимопомощь и взаимоуважение,
человечность, милосердие, жизнь, права и
обязанности человека, честь, достоинство,
свобода, ответственность, созидательный труд,
профессионализм,
творчество,
знание,
образование, самообразование, наука, социальная
ответственность ученого, добро, справедливость,
совесть, нравственное самосовершенствование,
гармонично развитая личность, внутренняя и
внешняя красота, здоровье;
2)
позитивное
отношение
и
принятие
традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
3) применение нравственных норм и ценностей в
практической деятельности, в том числе
готовность руководствоваться ими в ситуации
нравственного выбора и оценивать свое
поведение в соответствии с ними;
4) знание о выдающихся исторических личностях,
современниках, понимание значимости их
героических поступков для жизни общества;
5) умение показывать на примерах связь между
поступками личности и системой ее ценностей и
религиозных убеждений;
6) способность к оценке поведения и поступков
выдающихся
исторических
деятелей
и
современников
с
позиции
традиционных
российских духовно-нравственных ценностей с
учетом осознания исторического значения и
последствий их поступков для российского

общества и государства;
7) активную гражданскую позицию в отношении
сохранения
исторической
памяти
и
преемственности
поколений
как
основы
непрерывного развития российского общества и
государства в прошлом, настоящем и будущем;
8) готовность к защите и укреплению
суверенитета России, обеспечению единства
нашей
многонациональной
и
многоконфессиональной страны.»
Труд
(технология)
Физическая
культура»
Основы
безопасности и
защиты Родины

Нет изменений
Изменений нет
Нет изменений


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».