Положение о ДО обучающихся МАОУ СОШ № 154

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 154 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»

СОГЛАСОВАНО:
педагогическим советом школы
МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска»
Протокол № _1__ от _28.08. 2025г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 366-у_ от 02.09.2025г.
Директор
______________Абакумова Т.Г.

Положение
о дополнительном образовании обучающихся
в МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Приказом Министерства просвещения России от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»», Приказом Министерства образования и науки
Челябинской области 022064 от 21.08.2023 «Об утверждении требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ в Челябинской области в соответствии с социальными
сертификатами», а также Уставом общеобразовательной организации и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение определяет цель и задачи дополнительного образования в
общеобразовательной организации, функции дополнительного образования, содержание
образовательной деятельности в объединениях дополнительного образования, рассматривает
организацию образовательной деятельности, ее взаимоотношения и связи с другими
организациями, устанавливает систему ведения журналов учета работы дополнительного
образования детей, устанавливает общие требования к ведению журналов учета работы
объединения и порядок их проверки.
1.3. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования.
1.4. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования.

1.5. Дополнительное образование детей строится на принципах демократии, творческого
развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности,
дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.6. Организация деятельности дополнительного образования детей, формирование
системы дополнительного образования осуществляется на основе проводимых в
общеобразовательной организации исследованиях потребностей и интересов обучающихся,
их родителей (законных представителей).
1.7. Руководителем дополнительного образования детей является заместитель директора по
воспитательной работе, который организует работу и несёт ответственность за её результаты.
1.8. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к
занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных
общеобразовательных организаций не допускаются иностранные агенты.
1.9. Приём обучающихся в объединения дополнительного образования детей
осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и
образовательных программ.
1.10. Для организации дополнительного образования детей используются учебные
кабинеты, спортивный зал, актовый зал, другие помещения.
1.11. Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами
дополнительного образования детей в организации, осуществляющей образовательную
деятельность,
количеством
и
направленностью
реализуемых
дополнительных
образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, студии, секции.
1.12. Штатное расписание формируется в соответствии со структурой дополнительного
образования и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием
дополнительного образования (в составе штатных единиц могут быть методисты, педагогиорганизаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного
образования и др.). Деятельность педагогов дополнительного образования определяется
соответствующими должностными инструкциями.
2. Цель и задачи дополнительного образования в школе
Цель дополнительного образования обучающихся - создание условий для самореализации
личности каждого обучающегося через дальнейшее совершенствование системы
дополнительного образования детей в школе.
Деятельность дополнительного образования обучающихся направлена на решение
следующих задач:
• усиление вариативной составляющей общего образования;
• обеспечениеличностно-нравственного развития и профессионального
самоопределения;
• обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к
жизни в обществе;
• формирование общей культуры школьников;
• укрепление здоровья обучающихся;
• обеспечение практического приложения знаний и навыков, полученных в школе;
• стимулирование познавательной мотивации обучающихся;
• приобщение к миру прекрасного, воспитание любви к искусству и творчеству;
• воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, природе, семье.
3. Функции дополнительного образования
Функциями дополнительного образования в общеобразовательной организации являются:
• образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
• воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательной
организации, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе

•
•

•
•

•
•
•

четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;
креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих
интересов личности;
компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих
и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый
для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой
деятельности;
рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию
и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать организацию
дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности
могут получить дальнейшее развитие;
интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

4. Содержание образовательной деятельности в объединениях дополнительного
образования детей
4.1. Содержание дополнительного образования определяется дополнительными
общеразвивающими программами.
4.2. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в школе в течение всего
календарного года, включая каникулярное время. (Положение о разработке дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»).
4.3. В дополнительном образовании обучающихся реализуются общеразвивающие
программы дополнительного образования различного уровня образования и различных
направлений:
• физкультурно-спортивного;
• художественного;
• технического творчества;
• туристско-краеведческого;
• естественнонаучного;
• социально-гуманитарного.
4.4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
должна быть направлена на:
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
• формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и
физическом
совершенствовании;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
а также на организацию свободного времени обучающихся;
• адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
• профессиональную ориентацию обучающихся;

•

выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
4.5. Содержание общеразвивающей программы, формы и методы ее реализации,
численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно,
исходя
из
образовательно-воспитательных
задач,
психолого-педагогической
целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что
отражается в «Пояснительной записке программы».
4.6. Педагогические работники дополнительного образования могут пользоваться
типовыми (примерными) – рекомендованными Минпросвещением России - программами,
самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо
использовать программы других образовательных организаций дополнительного
образования детей (далее – ООДОД).
5. Организация образовательной деятельности дополнительного образования
5.1. Работа дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других
видов планов, образовательных программ и учебных планов, утвержденных директором
общеобразовательной организации или его заместителем по учебно- воспитательной работе.
5.2. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул образовательная деятельность
может продолжаться (если это предусмотрено общеразвивающими программами) в форме
походов, сборов, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период
может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение
нагрузки педагога.
5.3. Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной
занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
5.4. Занятия в детских объединениях могут проводиться по дополнительным
общеразвивающим программам одной тематической направленности или по комплексным
(интегрированным) программам.
5.5. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
5.6. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся общеобразовательной организацией по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей
обучающихся.
5.7. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется
с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе
детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.8. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и
отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором организации, осуществляющей
образовательную деятельность. Перенос занятий или изменение расписания производится
только с согласия администрации дополнительного образования и оформляется
документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию.
5.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеразвивающих программ и определяются локальным нормативным
актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5.10. Для создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в
организации, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, наполняемость
учебных групп должна соответствовать рекомендациям и требованиям санитарных правил
СП 2.4.3648-20.
5.11. Занятия в группах объединений с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и (или) детьми-инвалидами могут проводиться индивидуально и в учебных группах
малой наполняемости в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК).
5.12. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.13. Дополнительное образование предусматривает индивидуальную работу с детьми,
участвующими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 часов в
неделю).
5.14. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть
объединены или расформированы.
5.15. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются
общеразвивающей программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму
деятельности детей в ООДОД (образовательная организация дополнительного образования
детей). При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны
соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
5.16. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы,
экскурсии, концерты, выставки и др. Занятия могут проводиться как со всем составом
группы, так и по звеньям (3-5 чел.) или индивидуально.
5.17. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся. В дополнительном образовании используются следующие формы аттестации:
это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады,
смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.
5.18. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, театр и др.).
В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный
состав и по согласованию с педагогом.
5.19. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения.
5.20. Зачисление обучающихся осуществляется на срок, предусмотренный для освоения
программы. Отчисление обучающихся производится в ситуациях нарушения ими Устава
организации, осуществляющей образовательную деятельность, Правил внутреннего
распорядка. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни,
прохождения санаторно-курортного лечения.
5.21. Зачисления обучающихся в дополнительные программы осуществляется через
«Навигатор» или «Госуслуги».
5.22. В общеобразовательной организации ведется методическая работа, направленная на
совершенствование содержания образовательной деятельности, форм и методов обучения,
повышение педагогического мастерства работников.
6. Взаимоотношения и связи
6.1. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями
образовательной организации строятся на основе приказа директора школы.
6.2. Основными принципами взаимодействия структурных подразделений школы
являются:
• выработка единой политики управления педагогическими работниками;
• обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;

•

своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы
дополнительного образования образовательной организации.
6.3. По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования
образовательная организация взаимодействует с:
• организациями дополнительного образования;
• учреждениями культуры;
• оздоровительными организациями и т.д.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором
МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска». Изменения, вносимые в Положение, вступают в силу в
том же порядке.
7.2. После утверждения Положения или изменений, внесенных в него, текст
Положения или изменений размещается на официальном сайте МАОУ «СОШ № 154 г.
Челябинска» в течение 10 рабочих дней.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».