МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 154 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»
СОГЛАСОВАНО:
педагогическим советом школы
МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска»
Протокол № _1__ от _28.08. 2025г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 366-у_ от 02.09.2025г.
Директор
______________Абакумова Т.Г.
Положение
о дополнительном образовании обучающихся
в МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Приказом Министерства просвещения России от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»», Приказом Министерства образования и науки
Челябинской области 022064 от 21.08.2023 «Об утверждении требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ в Челябинской области в соответствии с социальными
сертификатами», а также Уставом общеобразовательной организации и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение определяет цель и задачи дополнительного образования в
общеобразовательной организации, функции дополнительного образования, содержание
образовательной деятельности в объединениях дополнительного образования, рассматривает
организацию образовательной деятельности, ее взаимоотношения и связи с другими
организациями, устанавливает систему ведения журналов учета работы дополнительного
образования детей, устанавливает общие требования к ведению журналов учета работы
объединения и порядок их проверки.
1.3. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования.
1.4. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования.
1.5. Дополнительное образование детей строится на принципах демократии, творческого
развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности,
дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.6. Организация деятельности дополнительного образования детей, формирование
системы дополнительного образования осуществляется на основе проводимых в
общеобразовательной организации исследованиях потребностей и интересов обучающихся,
их родителей (законных представителей).
1.7. Руководителем дополнительного образования детей является заместитель директора по
воспитательной работе, который организует работу и несёт ответственность за её результаты.
1.8. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к
занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных
общеобразовательных организаций не допускаются иностранные агенты.
1.9. Приём обучающихся в объединения дополнительного образования детей
осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и
образовательных программ.
1.10. Для организации дополнительного образования детей используются учебные
кабинеты, спортивный зал, актовый зал, другие помещения.
1.11. Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами
дополнительного образования детей в организации, осуществляющей образовательную
деятельность,
количеством
и
направленностью
реализуемых
дополнительных
образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, студии, секции.
1.12. Штатное расписание формируется в соответствии со структурой дополнительного
образования и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием
дополнительного образования (в составе штатных единиц могут быть методисты, педагогиорганизаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного
образования и др.). Деятельность педагогов дополнительного образования определяется
соответствующими должностными инструкциями.
2. Цель и задачи дополнительного образования в школе
Цель дополнительного образования обучающихся - создание условий для самореализации
личности каждого обучающегося через дальнейшее совершенствование системы
дополнительного образования детей в школе.
Деятельность дополнительного образования обучающихся направлена на решение
следующих задач:
• усиление вариативной составляющей общего образования;
• обеспечениеличностно-нравственного развития и профессионального
самоопределения;
• обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к
жизни в обществе;
• формирование общей культуры школьников;
• укрепление здоровья обучающихся;
• обеспечение практического приложения знаний и навыков, полученных в школе;
• стимулирование познавательной мотивации обучающихся;
• приобщение к миру прекрасного, воспитание любви к искусству и творчеству;
• воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, природе, семье.
3. Функции дополнительного образования
Функциями дополнительного образования в общеобразовательной организации являются:
• образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
• воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательной
организации, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе
•
•
•
•
•
•
•
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;
креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих
интересов личности;
компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих
и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый
для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой
деятельности;
рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию
и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать организацию
дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности
могут получить дальнейшее развитие;
интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
4. Содержание образовательной деятельности в объединениях дополнительного
образования детей
4.1. Содержание дополнительного образования определяется дополнительными
общеразвивающими программами.
4.2. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в школе в течение всего
календарного года, включая каникулярное время. (Положение о разработке дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»).
4.3. В дополнительном образовании обучающихся реализуются общеразвивающие
программы дополнительного образования различного уровня образования и различных
направлений:
• физкультурно-спортивного;
• художественного;
• технического творчества;
• туристско-краеведческого;
• естественнонаучного;
• социально-гуманитарного.
4.4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
должна быть направлена на:
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
• формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и
физическом
совершенствовании;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
а также на организацию свободного времени обучающихся;
• адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
• профессиональную ориентацию обучающихся;
•
выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
4.5. Содержание общеразвивающей программы, формы и методы ее реализации,
численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно,
исходя
из
образовательно-воспитательных
задач,
психолого-педагогической
целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что
отражается в «Пояснительной записке программы».
4.6. Педагогические работники дополнительного образования могут пользоваться
типовыми (примерными) – рекомендованными Минпросвещением России - программами,
самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо
использовать программы других образовательных организаций дополнительного
образования детей (далее – ООДОД).
5. Организация образовательной деятельности дополнительного образования
5.1. Работа дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других
видов планов, образовательных программ и учебных планов, утвержденных директором
общеобразовательной организации или его заместителем по учебно- воспитательной работе.
5.2. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул образовательная деятельность
может продолжаться (если это предусмотрено общеразвивающими программами) в форме
походов, сборов, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период
может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение
нагрузки педагога.
5.3. Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной
занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
5.4. Занятия в детских объединениях могут проводиться по дополнительным
общеразвивающим программам одной тематической направленности или по комплексным
(интегрированным) программам.
5.5. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
5.6. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся общеобразовательной организацией по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей
обучающихся.
5.7. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется
с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе
детей и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.8. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и
отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором организации, осуществляющей
образовательную деятельность. Перенос занятий или изменение расписания производится
только с согласия администрации дополнительного образования и оформляется
документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию.
5.9. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеразвивающих программ и определяются локальным нормативным
актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.10. Для создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в
организации, направленных на сохранение и укрепление их здоровья, наполняемость
учебных групп должна соответствовать рекомендациям и требованиям санитарных правил
СП 2.4.3648-20.
5.11. Занятия в группах объединений с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и (или) детьми-инвалидами могут проводиться индивидуально и в учебных группах
малой наполняемости в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК).
5.12. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.13. Дополнительное образование предусматривает индивидуальную работу с детьми,
участвующими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 часов в
неделю).
5.14. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть
объединены или расформированы.
5.15. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются
общеразвивающей программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму
деятельности детей в ООДОД (образовательная организация дополнительного образования
детей). При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны
соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
5.16. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы,
экскурсии, концерты, выставки и др. Занятия могут проводиться как со всем составом
группы, так и по звеньям (3-5 чел.) или индивидуально.
5.17. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся. В дополнительном образовании используются следующие формы аттестации:
это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады,
смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.
5.18. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, театр и др.).
В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный
состав и по согласованию с педагогом.
5.19. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения.
5.20. Зачисление обучающихся осуществляется на срок, предусмотренный для освоения
программы. Отчисление обучающихся производится в ситуациях нарушения ими Устава
организации, осуществляющей образовательную деятельность, Правил внутреннего
распорядка. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни,
прохождения санаторно-курортного лечения.
5.21. Зачисления обучающихся в дополнительные программы осуществляется через
«Навигатор» или «Госуслуги».
5.22. В общеобразовательной организации ведется методическая работа, направленная на
совершенствование содержания образовательной деятельности, форм и методов обучения,
повышение педагогического мастерства работников.
6. Взаимоотношения и связи
6.1. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями
образовательной организации строятся на основе приказа директора школы.
6.2. Основными принципами взаимодействия структурных подразделений школы
являются:
• выработка единой политики управления педагогическими работниками;
• обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;
•
своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы
дополнительного образования образовательной организации.
6.3. По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования
образовательная организация взаимодействует с:
• организациями дополнительного образования;
• учреждениями культуры;
• оздоровительными организациями и т.д.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором
МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска». Изменения, вносимые в Положение, вступают в силу в
том же порядке.
7.2. После утверждения Положения или изменений, внесенных в него, текст
Положения или изменений размещается на официальном сайте МАОУ «СОШ № 154 г.
Челябинска» в течение 10 рабочих дней.