Положение_о_разработке программ доп_образовании_154

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 154 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»

СОГЛАСОВАНО:
педагогическим советом школы
МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска»
Протокол № _1__ от _28.08. 2025г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 366-у_ от 02.09.2025г.
Директор ______________Абакумова Т.Г.

Положение
о разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
в МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»
1. Общие положения
1.1. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению ДООП.
1.2. Положениео разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы (далее – программа) разработано в соответствии:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.06.2025) "Об образовании в
Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025);

 Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
раз-вития
дополнительного образования детей до 2030 года»;

 Приказом Министерства Просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изм. на 21
апреля
 2023 г.);
 Приказа Министерства образования и науки России № 882, Минпросвещения России № 391
от05 августа 2020 г. «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ» (вместе с "Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ") (с изм.
от 22 февраля 2023 года);
 Приказом Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеоб-разовательным
программам»;

 Приказ Министерства труда и защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении
профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»»;
 Письмом Министерства Просвещения России от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательный программы в субъектах
Российской Федерации»);
 Разработкой и реализацией раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изуче-

ния детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания
РАО, 2023;

 Законом Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в Челябинской
области»
 (с изм. на 05 марта 2025 года);
 Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.12.2020 №
01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной системы воспитания и
социализации
обу-чающихся Челябинской области на 2021–2025 годы»;

 Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 01.02.2021 №
01/253 «Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития у детей и молодёжи
Челябинской
области»;

 Уставом школы.

1.3.Программа – нормативный документ, определяющий комплекс основных характеристик
дополнительного образования (объем, содержание, планируемые результаты) и
организационно-педагогических условий его реализации.
1.4. ДООП могут быть краткосрочными (16 часов, 18 часов, 30 часов, 34 часа, 36 часов) и долгосрочными (72 часа, 108 часов, 144 часа, 180 часов, 216 часов, 300 часов, 324 часа, 468 часов,
540 часов, 612 часов, 648 часов, 828 часов, 1008 часов).
1.5.Цель разработки программы – создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по определенному виду деятельности одной из
направленностей дополнительного образования.
1.6.Программа составляется педагогом дополнительного образования по определенному виду
деятельности одной из направленностей дополнительного образования на учебный год.
Программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме:

определяет содержание образования, то есть фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих освоению обучающимися;

определяет логическую последовательность освоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения;

направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей, не
сопровождается повышением уровня образования.
1.7. Программы могут быть разработаны педагогами дополнительного образования МАОУ
«СОШ № 154 г. Челябинска» самостоятельно (авторские), или на основе переработки ими
авторских программ (модифицированные).
1.8.Педагоги дополнительного образования ежегодно обновляют Программы с учетом
развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
1.9.Программы рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
1.10. В определении содержания программ МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»
руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности
учащихся и их родителей.
1.11.Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы определенной направленности. Занятия в
объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
различной
направленности
(художественной,
социально-гуманитарной,
технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой),
которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности
учащихся и требования к результатам освоения программы.
2.

2.1.


Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Содержание и деятельность по реализации ДООП должна быть направлена:
 формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;







 удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном и физическом совершенствовании;
 выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
 профилизацию и профессиональную ориентацию обучающихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры обучающихся;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.

2.2. При проектировании программы учитываются требования к уровню её освоения, содер-жание
и материал программы должны быть организованы по принципу дифференциации в со-ответствии
со следующими уровнями сложности:
 «Стартовый уровень» («Начальный»). Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации, минимальную сложность материала,
предлагаемого
для освоения содержания программы.

 «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации
ма-териала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического
направления программы.

 «Продвинутый уровень» («Углубленный»). Предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Так
же предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к
предпрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического
направления программы.

2.3. Материал программы разрабатывается по принципу дифференциации в соответствии с
заявленным уровнем сложности программы.
2.4. Каждый обучающийся должен иметь доступ к обучению на любом из уровней, что
определяется его стартовой готовностью к освоению программы, а материал программы, в свою
очередь, должен учитывать особенности тех обучающихся, которые могут испытывать
объективные сложности при освоении программы.
2.5. Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований
СанПиН 2.4.3648-20.
2.6. Содержание ДООП определяется согласно их заявленной специфической направленности.
2.7. Наименование ДООП должно соответствовать её направленности, обобщенно отражать
её цели и содержание.
3.
Структура программы
3.1. Структура является целостной системой и отражает внутреннюю логику
организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».

1.1. Календарный учебный график
1.2. Учебный план
1.3. Условия реализации программы: материально-техническое обеспечение, кадровое
обеспечение, оценочные материалы, методические материалы, литература (для
педагогов, для учащихся и родителей).
1.4. Формы аттестации
3.2. Содержание структурных компонентов программы:
32.1. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая
источником библиографической информации для идентификации документа (Приложение 1)
На титульном листе указываются:
 полное наименование учреждения;
 номер протокола и дата рассмотрения на МО ПДО МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»,
номер приказа директора об утверждении программы;
 название программы;
 направленность программы;
 возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;
 срок реализации программы;
 ФИО, должность автора (-ов) (составителя (ей) программы);
ФИО, должность педагога (-ов), реализующих программу;
 город;
 год разработки программы.
3.2.1. Содержание программы (оглавление).
3.2.2. Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
3.2.2.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
 описание типа и назначения программы;
 нормативная база – перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми
разработана или актуализирована данная ДООП;
 уровень освоения программы;
 актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям
государства, общества, тенденциям развития дополнительного образования в РФ;
 направленность программы;
 новизна (отличительные особенности) программы – характеристика основных идей,
отличающих данную программу от уже существующих;
 педагогическая целесообразность – описание взаимосвязи системы обучения, развития и
воспитания в рамках программы и удовлетворения определенных потребностей целевой
аудитории (детей и подростков), аргументированное обоснование педагогических
действий в соответствии с целями и задачами, выбранными формами и методами
образовательного процесса;




адресат программы (целевая аудитория) – краткая характеристика обучающихся по
программе, возрастные особенности, иные характеристики по необходимости, в случае
обучения по программе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов в условиях реализации программы указывается создание
специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных
общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
объем, срок освоения программы, режим занятий – общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы;
определяется содержанием и планируемыми результатами ДООП; характеризуется
продолжительностью программы (количеством месяцев, лет, необходимых для её
освоения), периодичность и продолжительность занятий (количество часов и занятий в
неделю, величина академического часа); наполняемость (количество обучающихся в
группе);



особенности организации образовательного процесса – форма организации занятий
(групповая, индивидуально-групповая/очная, заочная, дистанционная), методы обучения.

3.2.2.2. Цель и задачи программы:
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому следует
стремиться при реализации программы. При характеристике цели следует избегать общих
абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать её
основной смысл и конечный результат.
Целью реализации программы может быть формирование и развитие творческих
способностей,обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, в занятиях физической
культурой и спортом, профессиональном самоопределении.
Конкретизация достижения цели осуществляется через определение задач, раскрывающихся
пути её достижения. Задачи описывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач рекомендуется пользоваться следующей классификацией:
образовательные (предметные) - что узнает обучающийся, освоив программу, какие
представления получит, чем овладеет, чему научится,
личностные - ценностные ориентации, отношения, личностные качества, которые будут
сформированы у школьника;
метапредметные - способности, творческие возможности ребенка, которые будут реализованы и
получат развитие в ходе освоения программы.
3.2.2.3. Содержание программы – это реферативное описание разделов и тем программы в
соответствии с последовательностью, заданной учебным планом. В содержании программы
должны быть указаны формы организации и виды деятельности, включая тематическое
планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
3.2.2.4. Учебный план содержит название разделов и тем программы, последовательность
их изучения, количество часов по годам обучения, формы промежуточной, итоговой аттестации,
оформляется в табличной форме (Приложение 2).
3.2.2.5. Планируемые результаты освоения программы отражают совокупность результатов,
обучающихся
в
соответствии
с
образовательными
(предметными),
личностными,
метапредметными) задачами программы. Планируемые результаты формулируются с учетом цели,
задач обучения, развития и воспитания, уровня освоения программы и содержания.
3.2.3. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»:
3.2.3.1. Календарный учебный график включает в себя следующий разделы: год обучения,
количество учебных недель и объем учебных часов, сроки начала и окончания учебного года,
сроки промежуточной и итоговой аттестации в учебном году, установленные праздничные и
выходные дни (Приложение 3).
3.2.3.2. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение. В программе прописываются сведения о
помещении, вкотором проводится занятия, сведения о наличии подсобных помещений, перечень
оборудования необходимого для проведения занятий, перечень технических средств обучения,
перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов,
музыкальных инструментов и т.п., перечень материалов, необходимых для занятий, учебный
комплект на каждого обучающегося, требования к специальной одежде обучающихся.
Кадровое обеспечение. Требования к образованию и квалификации педагога,
реализующего программу.
Методическое обеспечение. В данном пункте указывается: обеспечение программы
методическими видами продукции с указанием тематики и формы методических материалов по
программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и
информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения.
3.2.3.3. Формы контроля и аттестации – формы стартового и текущего контроля
(наблюдение, творческая работа, комплекс заданий), подведения итогов реализации программы
(зачет, тестирование, комплексная диагностическая работа, творческая работа, выставка, конкурс,
фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетный концерт, спектакль, открытый урок,
проект, соревнования, карта индивидуальных достижений, электронное портфолио).

Формы контроля и аттестации определены в учебном плане и отражены в локальном акте
школы «Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля освоения содержания,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам в МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска».
Формы служат для определения результативности освоения части программы
(промежуточной аттестации) или всей программы (итоговой аттестации), отражают цели и задачи
программы. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения
обучающимися образовательной программы.
3.2.3.4. Оценочные материалы – описание средств контроля, пакет диагностических
методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов
освоения программы. Это могут быть тесты, контрольные работы, творческие задания,
репертуарный план на каждый год обучения (для музыкальных, театральных, хореографических,
где присутствует репертуар) и др.
3.2.3.5. Методические материалы – краткое описание общей методики работы в
соответствии с направленностью содержания программы и учета индивидуальных особенностей
обучающихся. Включают в себя: педагогические технологии, методы обучения и воспитания,
формы занятий, дидактические материалы.
3.2.3.6. Воспитательный компонент программы - описывает цель и задачи воспитания
данной программы, формы, методы и условия воспитания обучающихся в ходе реализации ДООП,
а также методы оценки результативности реализации программы в части воспитания.
Календарный план воспитательной работы – перечень запланированных воспитательнозначимых событий, утвержденных в программе воспитания школы (Приложение 4).
3.2.3.7. Список литературы - может формироваться для разных участников
образовательного процесса – педагогов, учащихся, родителей, включается в себя учебную
литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, практикумов,
хрестоматии и т.п.), справочные пособия (словари, справочники, энциклопедии), художественную
и психолого-педагогическую литературу. Список литературы оформляется в соответствии с
требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления; Интернет-источники, используемые в образовательном
процессе, указываются обязательно.
Названия и адреса образовательных и профессиональных сайтов, расположенных в сети
Интернет. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных
ресурсов. Общие требования и правила составления.
3.2.4. Приложения – в раздел могут быть включены: методические рекомендации,
конспекты занятий, план работы для работы с одаренными обучающимися или детьми с ОВЗ,
правила техники безопасности, справочные материалы и другое.
3.2.5. Программа должна быть оформлена согласно следующим требованиям:
- текст набирается в редакторе MicrosoftWord шрифтом TimesRoman, кегль 12,
межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 2 см;
- альбомная ориентация, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи
средств MicrosoftWord, листы формата А4;
- таблицы вставляются непосредственно в текст;
- титульный лист считается первым, но не нумеруется,
- сквозная нумерация для всего документа, в том числе и для листов приложений.
Рассмотрение, утверждение и коррекция дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
4.1. Разработка, утверждение и коррекция дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы относится к компетенции школы и реализуется самостоятельно.
4.2. ДООП рассматриваются на заседании методических объединений и кафедр,
принимается на заседании педагогического совета, утверждается руководителем школы в срок до
1 сентября текущего учебного года.
4.3. ДООП обновляются либо изменяются ежегодно или по мере необходимости в связи:
4.



изменениями в нормативно-правовых актах Российской Федерации, Челябинской области,
г. Челябинска;
 учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
 изменением содержания и/или объёма учебных часов;
 изменением особенностей контингента обучающихся;
 формированием социального заказа на реализацию образовательного процесса;
 истечением срока реализации программы.
4.4. Решение о внесении изменений в ДООП рассматривается и принимается на
педагогическом совете школы, утверждается директором школы.
4.5. Утвержденные ДООП размещаются на официальном сайте школы, в электронных
системах АИС «Сетевой город. Образование» и Региональном Навигаторе дополнительного
образования Челябинской области.
Контроль реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
5.1. Администрацияшколы осуществляет контроль реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с планом внутришкольного
контроля.
5.2. Заместитель директора, в соответствии с функциональными обязанностями,
осуществляет систематический контроль выполнения программы, своевременность и грамотность
заполнения журналов в электронной системе АИС «Сетевой город. Образование» по итогам
каждого учебного периода (четверти, полугодия, года).
5.3. По итогам проверок ДООП заместителем директора оформляются аналитические
справки.
5.4. Школа несет ответственность, в соответствии с действующим законодательством об
образовании, за реализацию не в полном объеме ДООП.
5.

6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором МАОУ
«СОШ № 154 г. Челябинска». Изменения, вносимые в Положение, вступают в силу в том же
порядке.
6.2. После утверждения Положения или изменений, внесенных в него, текст Положения
или изменений размещается на официальном сайте МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» в течение
10 рабочих дней.

Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 154 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»

Рассмотрено
на заседании МО ПДО
Протокол № ____
от ____________

Утверждаю
директор МАОУ «СОШ
№ 154 г. Челябинска»
_______ Т.Г. Абакумова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 3 месяца

Автор-составитель:
ФИО
Должность

,

Приложение 2.
Учебный план.
№
п/п
1

Название раздела (курса, модуля,
раздела, блока)
1 раздел - вышивание

2

2 раздел - аппликация

3

3 раздел - рисование

Количество часов

Формы промежуточной
аттестации

4 и.т.д.
5 Итоговая аттестация

Форма итоговой аттестации:
итоговое мероприятие (занятие,
тест и т.д.)

Приложение 3.
Календарный учебный график

Этап образовательного процесса
Дата начала обучения по программе (согласно
утвержденному расписанию)
Дата окончания обучения по программе (согласно
утвержденному расписанию)
Срок освоения программы
Продолжительность учебного года
Объем программы
Количество часов в год
Продолжительность и периодичность занятий
Промежуточная аттестация (согласно утвержденному расписанию)
Итоговая аттестация (согласно утвержденному
расписанию)

Дата
начало учебного года по календарю
окончание учебного года по календарю
количество месяцев/лет
36 (с учетом каникулярных периодов)
общее количество часов
36/72/108/…
раз в неделю по
академических часа
вторая половина

по календарю

вторая половина мая по календарю
Дополнительные дни отдыха, связанные с
государственными праздниками

Выходные дни

Приложение 4.
Календарный план воспитательной работы
№ Наименование меп/п роприятия, события
1.
2.

Срок проведения

Форма проведения
мероприятия

Практический результат
и информационный продукт


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».