Программа Основы ВД

СОДЕРЖАНИЕ
I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Пояснительная записка
II. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Общая характеристика программы
 Направленность программы
 Актуальность программы
 Отличительные особенности программы
 Адресат программы
 Срок освоения программы
 Объем программы
 Режим занятий
 Формы обучения и виды занятий
 Цели и задачи организации кадетского класса
2. Цели и задачи программы
3. Содержание
 Учебный план
 Учебно-тематический план 7 класс (приложение №1)
4. планируемые результаты
III КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график
2. Условия реализации программы
3. Формы аттестации
4. Оценочные материалы
5. Методические материалы
6. Индивидуальные учебные планы
IV Список литературы

Пояснительная записка.
Образовательная программа дополнительного образования воспитанников кадетского класса
«Основы военного дела» разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении
федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. № 164 «О внесении изменений
в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта
2004 г. № 1312»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2012 г. № 39 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта
2004 г. № 1312»;
 Учебный план МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» на 2015/2016 учебный год
 Устав МАОУ «СОШ № 154 г.Челябинска»
 Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных предметов,
элективных курсов и др. локальные акты, регламентирующие внутреннюю систему оценки
качества образования в МАОУ «СОШ № 154 г.Челябинска»
Отбор содержания образования по учебным предметам осуществляется на основании
государственных стандартов общего образования и соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».

В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие
на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение
жизненных позиций.
Заметным явлением в системе российского образования стал возрождаемый в нашей стране
вид общеобразовательных программ – кадетское образование.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
 Направленность программы
Программа «Основы военного дела» имеет физкультурно-спортивную и военно-патриотическую
направленность
 Актуальность программы
В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и
среди родителей, но остро встает проблема его доступности. Центрами кадетского обучения и
воспитания являются большие города и детям из малых городов и сельской местности, оно
становится малодоступным. Это достаточно сложно для многих семей, которые хотели бы дать
детям кадетское обучение и воспитание. В данной ситуации реальным и оптимальным выходом
является создание кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений.
Организация кадетского класса дает возможность для дальнейшего обучения в военных учебных
заведениях и прохождения срочной службы в рядах Российской армии. Данный подход позволяет
повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации
учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания,
предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социальноактивной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и
других, связанных с ней, видов государственной службы.
 Отличительные особенности программы
Основная отличительная особенность программы состоит в том, что условия реализации данной
программы напоминают армейские. присутствуют элементы распорядка дня, воинской
дисциплины, есть система поощрений и взысканий. Лучшие учащиеся ориентруюся педагогом на
продолжение жизненного путив силовых стуктурах и ВСРФ,
 Адресат программы
Учащиеся 5х-9-х классов общеобразовательной школы
 Срок освоения программы
Программа рассчитана на пять лет ( с 5-го по 9-й класс)
 Объем программы
Объем программы составляет: при 9 часовой недельно нагрузке и 36 недельном учебном году
324 часа в год
 Режим занятий
Занятия проводят учителя школы, тьютор, педагоги дополнительного образования. Задача
формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего
обучения в школе, на всех проводимых занятиях, во время несения дежурства по школе, а также в
повседневной жизни.
Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе его кадеты должны
перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее
эффективных форм и методов обучения.
В основу формирования командирских и методических навыков должно быть положено
практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой, огневой
и физической подготовке.
При обучении кадетов следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и
предметов обучения. Существующая в Вооруженных Силах РФ методика проведения занятий
должна творчески использоваться с учетом задач кадетского класса и возрастных особенностей
кадетов.

В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, а также
при обслуживании техники, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны
строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны
быть организованы инструктажи по мерам безопасности.
В предложенной образовательной программе дополнительного образования воспитанников
кадетского класса «Программа военной подготовки кадет» дано распределение часов. В
соответствии с Типовым положением о кадетской школе и кадетской школе-интернате,
утверждённым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля
2010 года № 117, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 мая 2010
г. № 17101, , и Типовым положением об образовательном учреждении, утверждённым
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, школьным
учебным планом на 2015-2016 учебный год, положением о структуре и порядке разработки и
утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин в МАОУ СОШ №154.
Приказ № 135/1 от 15.04. 2014 года, определён режим работы – шестидневная учебная неделя.
Деятельность кадетского класса организуется на основе Устава школы, Положения о
кадетском классе, утвержденного внутреннего распорядка деятельности кадетского класса.
Деятельность кадетского класса в средней школе начинается с 5 класса, образовательный
процесс рассчитан на 2 ступени обучения. Класс формируется на добровольной основе из числа
учащихся школы
на основании заявления родителей и Договора о предоставлении
образовательных услуг между школой и родителями.
Руководство образовательным и воспитательным процессом в кадетском классе школы,
повседневной жизнью и деятельностью кадетов осуществляет директор школы лично, через
администрацию
и
педагогических
работников.
Непосредственными
организаторами
образовательного и воспитательного процесса в кадетском классе, его деятельности являются
заместители директора школы.
Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил
внутреннего распорядка возлагается на классного руководителя и тьютора. Учащиеся кадетского
класса пользуются всеми правами в обще учебном пространстве школы, предоставляемыми им
законодательством Российской Федерации и Уставом школы, а также на них возлагаются общие
учебные обязанности. И обязанности предусмотренные Уставом, разработанным для кадетского
класса.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях
учащихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют
особые правила, построенные на основе Устава Российской Армии, Устава кадетского класса,
Кодекса кадетской чести.
Учащиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Они
обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время. Для
качественной организации учебного процесса кадетам предоставляется отдельное, специально
оборудованное помещение, состоящее из:
- предметных кабинетов:
- классной комнаты, специально подготовленной и оборудованной для изучения специальных
предметов программы обучения кадетского класса связанных с гражданской и военной
государственной службой;
- комнаты для дополнительных занятий и отдыха;
- гардеробом;
- кабинетом классного руководителя, тьютора.
Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных
занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливает директор школы
на весь учебный год.
В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части:
• Основной образовательный процесс, когда учащиеся занимаются в соответствии с
установленной для всех общей программой кадетского класса.

• Дополнительное образование - одна из важнейших частей образовательного процесса в
кадетском классе, когда учащиеся занимаются или индивидуально, по сформированной для них
личной траектории обучения, или в малых группах. Его направленность определяется развитием
индивидуальных творческих, духовных, физических и других способностей кадетов. Кадетское
объединение
реализует дополнительные образовательные программы военно-прикладной,
музыкальной, хореографической, этической направленности и физической подготовки кадетов.
Усилиями администрации, педагогического коллектива и учредителей и в рамках социального
партнерства в кадетском классе осуществляется образовательный процесс в соответствии с
уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования с углубленным изучением
истории, ОБЖ и ОВС.
Образовательный процесс в социально-педагогическом пространстве кадетского класса
осуществляется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий,
разрабатываемых и утверждаемых школой для кадетского класса, и регламентируется расписанием
занятий.
Структурно учебный процесс находится в рамках общепринятой для основной и средней
школы двухступенчатой системы:
I ступень - основное общее образование – обеспечивает освоение учащимися кадетского
класса образовательных программ основного общего образования, условиями становления и
формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному
определению;
II ступень - среднее (полное) общее образование – является завершающим этапом
общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение кадетами общеобразовательных
программ, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей и их
реализацию. На II ступени вводится профильное обучение как основа для осознанного выбора
профессии и получения соответствующего высшего (среднего) профессионального образования.
Вариативность содержания общего образования и профильность обучения в кадетском классе
определяются образовательной программой, разрабатываемой администрацией школы
самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов и федеральных базисных
учебных планов.
В дополнение к обязательным предметам на I и II ступенях вводятся учебные предметы и
дополнительные курсы
по выбору обучающихся, обеспечивающие реализацию интересов,
способностей и возможностей личности.
Обучение в пространстве дополнительных предметов и образовательных программ,
предоставление дополнительных образовательных услуг может осуществляться на договорной
основе. В плане дополнительного образования для обязательного посещения: искусство,
хореография, страницы военной истории, строевая подготовка, спортивные игры и др.
Организационно кадетский класс является структурой продленного учебного дня с делением
учебного периода на первую и вторую половину. В первой половине дня кадетами изучаются
преимущественно обще учебные предметы, во вторую половину - дополнительные и элективные
занятия, ведется целенаправленная воспитательная работа на принципах кадетского воспитания.
Учебные нагрузки не могут превышать установленные СанПином нормы, а количество часов,
отведенное в учебном плане на отдельный предмет, не должно быть меньше уровня,
установленного региональным базисным учебным планом.
По окончании учебного года для кадетов 7-9-х классов проводятся полевые учебные сборы
(полевые занятия) в рамках дополнительных образовательных программ, являющихся
продолжением образовательного процесса и имеющих целью укрепление здоровья и военную
подготовку кадетов.
Продолжительность сборов (занятий) – 3 дня. Для кадетов на этот период организуется
летний оздоровительный лагерь.

Режим занятий кадетов устанавливается следующий: учебная неделя - 6 дней; количество
уроков в день - 5-8, продолжительность урока – 45 минут.

ВРЕМЯ
7.45
7.50-7.55
8.00-9.40
9.40-10.00
10.00-13.45
13.45-14.00
14.00-15.45
16.00-17.40
17.45

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прибытие в школу
Утренняя поверка
Уроки по расписанию
Завтрак
Уроки по расписанию
Обед
Дополнительное образование по данной программе
(выполнение домашнего задания под руководством тьютера)
Дополнительное образование по данной программе
Убытие домой

 Формы обучения и виды занятий
Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью,
может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные.
Среди традиционных форм можно отметить:
 Тренировка
 Лекции – изложение преподавателем предметной информации;
 Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и
их обсуждение;
 Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать
свою точку зрения;
 Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
 Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными
задачами;
 Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также
оздоровление;
 Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей
целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:
 Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
 Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
 Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
 Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
 Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в
моделируемой ситуации.
Виды занятий
 Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного
материала, закрепление полученных знаний;
 Подача нового материала;
 Повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и проверочные работы,
анализ полученных результатов;
 Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа
ребенка под руководством педагога;
 Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на
практике приобретенных знаний.
В педагогической деятельности преподаватель должен умело применять психологические
методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского
коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное
моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.
2. Цели и задачи программы

Основными целями деятельности кадетского объединения являются интеллектуальное,
культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе,
создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на
гражданском и военном поприще.
Данная цель может быть достигнута при соблюдении следующих требований:
• наличие воспитательной-образовательной программы и возможность качественного научносервисного, педагогического и психологического сопровождения учебного процесса;
• наличие в школе традиций патриотического воспитания и базовых структур, на основе,
которых будет развернут кадетский класс;
• позитивное отношение к идее кадетства администрации, педагогического коллектива школы,
родителей и детей;
• поддержка деятельности кадетского класса органами районного самоуправления,
образования, социальными партнерами школы;
• наличие развитого ресурсного обеспечения деятельности кадетского класса;
• обеспечение для учащихся кадетского класса перспективы по окончанию обучения для
поступления в учебные заведения.
На сегодняшний день Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 154 Калининского района города Челябинска располагает
предполагаемыми элементами для успешной реализации программы формирования кадетского
класса как внутри школьной образовательной и воспитательной структуры.
В ходе данной работы предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных
и социальных задач:
• образование в пространстве базового федерального учебного плана и системы
дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностноориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и
постоянного контроля уровня образования;
• создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального,
психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей
и творческого потенциала;
• четкая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время
с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
• привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за
товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при
активном развитии чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей
культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;
• учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника,
позволяющий создавать оптимальные условия для воспитания верности Отечеству, готовности к
достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных
обязанностей и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению
престижа государственной, особенно, военной службы;
• создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве
общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине,
традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу
Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите
подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным
реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности

3. Содержание программы

4. Планируемые результаты
Образовательная программа дополнительного образования воспитанников кадетского класса
«Программа военной подготовки кадет» для 5-9 классов реализует следующие цели, воспитанники
должны приобрести знания и умения
По общевоинским уставам:
ЗНАТЬ:
- законодательную основу общевоинских уставов ВС РФ и их требования;
- формы и методы работы командира отделения по поддержанию внутреннего порядка и высокой
воинской дисциплины в подразделении и воинскому воспитанию подчиненных.
УМЕТЬ:
- применять требования ОВУ при выполнении общих обязанностей военнослужащих и особенно
обязанностей командира отделения;
- точно выполнять и правильно применять положения ОВУ при несении внутренней, гарнизонной и
караульной служб, организации жизни и быта личного состава отделения.
По строевой подготовке.
В результате изучения программы строевой подготовки и получения практических навыков в
выполнении Строевого устава в повседневной жизни кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- основные положения строевого Устава;
- правильное толкование выполняемого строевого приказа, о действиях солдата на поле боя;
- о действиях на боевых машинах.
УМЕТЬ:
- выполнять обязанности командиров перед построением и в строю;
- уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении, выполнять воинское приветствие,
выходить из строя и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него;
- правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке;
- правильно управлять строем вербальными средствами.
- четко и умело подавать соответствующие команды для управления отделением, взводом.
По тактической подготовке.
В результате изучения программы по тактической подготовке кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- основы современного общевойскового боя, организацию и ведение боя отделением (взводом);
- организационно-штатную структуру, боевые возможности мотострелковых, приданных и
поддерживающих подразделений, порядок и способы их боевого применения;
- организацию, вооружение и тактику действий подразделений армий вероятного противника;
- основы организации защиты от оружия массового поражения в бою;
- задачи инженерного обеспечения мотострелковых подразделений в различных видах боя,
необходимые силы и средства для их выполнения, выполнение инженерных работ 1-й и 2-й
очереди;
- элементы огневых позиций (опорных пунктов) мотострелковых подразделений и объем их работ
по инженерному оборудованию;
- сущность и значение скрытого управления войсками.
УМЕТЬ:
- действовать в бою в составе мотострелкового отделения; эффективно использовать боевые
возможности вооружения и боевой техники мотострелковых подразделений; действовать в
условиях применения противником ОМП и зажигательного оружия;
- практически использовать средства индивидуальной и комплексной защиты;
- организовывать инженерное обеспечение в различных видах боя.
По огневой подготовке.
В результате изучения программ огневой подготовки кадеты должны:
ЗНАТЬ:
- боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения;
- содержание и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к боевому применению
(стрельбе);

- правила эксплуатации, хранения и сбережения вооружения; основы и приемы правила стрельб из
стрелкового оружия; основные положения курса стрельб, меры безопасности в действиях при
вооружении и с оружием.
УМЕТЬ:
- готовить вооружение МСО к боевому применению;
- организовывать и проводить его техническое обслуживание;
- своевременно обнаруживать цели на поле боя и поражать их огнем;
- уверенно применять правила стрельбы и выполнять упражнения стрельб из основных изучаемых
образцов вооружения;
- выполнять нормативы и соблюдать меры безопасности.
По физической подготовке.
Цель физической подготовки заключается в обеспечении физической готовности кадетов к
овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, стойкому
перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов
боевой деятельности.
Общими задачами физической подготовки являются:
- овладение навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя,
плавания, передвижения на лыжах по пересеченной местности и оказания помощи товарищу при
совместных действиях на воде, при преодолении препятствий и в рукопашном бою;
- развитие и постоянное совершенствование физических качеств – выносливости, силы, быстроты и
ловкости;
- воспитание психической устойчивости, смелости и решительности, инициативы и находчивости,
настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;
- укрепление здоровья, закаливание и повышение устойчивости организма к воздействию
неблагоприятных факторов боевой деятельности.

III КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график (приложение №1)
2. Условия реализации программы.
Организация кадетского класса в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
средняя общеобразовательная школа № 154 Калининского района города Челябинска стала
возможной по ряду сложившихся условий:
Социальные условия
- интерес детей к данному виду деятельности;
- активное содействие родителей в воспитательном процессе;
- наличие материальной базы в школе для организации системы дополнительного образования;
- высококвалифицированные педагогические кадры;
- установившиеся связи школы с учреждениями ДШИ, ДДТ, ДЮСШ.
Материально-техническое оснащение.
- наличие спортивных залов (275 кв. м., 277 кв. м.);
- наличие помещения для размещения кадетского класса (классное помещение – 61 кв. м.);
- спортивные плоскостные сооружения (спортивная площадка, «Детский игровой комплекс» (для
детей 6-12 лет), детское игровое оборудование «Гимнастический городок» (для детей 7-12 лет);
- наличие компьютерного класса, выход в Интернет;
- наличие библиотеки;
- наличие помещения для хореографических занятий;
- спортивное оборудование (стрелковое оружие, спортивные снаряды – гимнастические).
Кадровое обеспечение.
- Наличие - 2 педагогов высшей категории;
- наличие – 29 учителей высшей категории;
- наличие- 3 педагогов первой квалификационной категории;

- психологов;
- социальных педагогов;
- библиотечных работников;
- классного руководителя;
- наставника - тьютора;
- медицинских работников.
Методическое обеспечение.
- Наличие библиотечного фонда;
- программы кадетского движения;
- программ дополнительного образования по «Хореографии», «Огневой подготовке», «Хоровой»,
«Ратной истории Отечества», «Плаванию», «Выживание в природных условиях», «Пожарной
подготовке», «Медицинской подготовке»;
- учебных пособий «Основ безопасности жизнедеятельности», методических пособий для
учителя;
- учебных видео - и DVD- фильмов по ОБЖ и ОВС
- учебных таблиц, плакатов по ОВС и ОБЖ.
Социальное партнерство.
- городская общественная организация РОСТО (ДОСААФ);
- Домов детского творчества г. Челябинска;
- Отдел молодежи администрации района;
- ДЮСШ г. Челябинска;
- РОВД г. Челябинска;
- ГИБДД Калининского района г. Челябинска.
Наличие в школе традиций военно-патриотического воспитания.
- Спортивная секция по рукопашному единоборству;
- спартакиада допризывной молодежи;
- соревнования по пулевой стрельбе среди допризывной молодежи;
- школьный музей;
- уголок боевой славы;
- традиционный кадетский бал;
- месячники военно-патриотического воспитания (Вахта памяти, Парады победы, военноспортивные игры, встречи с ветеранами, курсантами военных училищ, участниками боевых
действий в Чечне и Афганистане и др.),
3. Формы аттестации
Проверка навыков по разделам программы в соответствии с методикой Смирнов Мишин ОБЖ 5-9
класс
4. Оценочные материалы
Инструментарий по отслеживанию результатов
1. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности
5-9 классы/ С.К. Миронов
В.К. Миронов,Т.А. Карташёва
Москва, издательство «Экзамен»
2011 год
Общевоинские уставы ВС РФ
Наставление по стрелковому делу
Наставление по физической подготовке
5. Методические материалы.
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5 – 11 классы /
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др; под общ. ред.
А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение,
2010
2. Аполоник, Т.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Внеклассные мероприятия: практ.
пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Т.В. Аполоник — Мозырь : ООО ИД «Белый
Ветер», 2009.

3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы :
пособие для учителя / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под.ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение,
2009.
4. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб. для сред. учеб. Заведений / М.И. Гоголев,
Б.А. Гайко, В.А. Шкуратов, В.И. Ушакова; Под.ред. М.И. Гоголева. - М. : Просвещение, 1991.
6. Индивидуальные учебные планы
Индивидуальные учебные планы лакальными актами МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» не
предусмотрены.
IV Список литературы
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.
10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни /
А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников;
под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.:
Просвещение, 20122. Латчук, В.Н. Тетрадь для оценки знаний по основам безопасности
жизнедеятельности. 10 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
3. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. издво, 1997.
Перечень дополнительной литературы:
 Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. - М. «АСТ.Астрель» 2004.
 Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь при экстремальных ситуациях: Практическое пособие. –
М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000.
 Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. - Челябинск: Южно-Уральское книж. издво,1996.
 Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации.—2000.— № 5.
 Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при ЧС.
Уч. пособие. –М.; ФАИР-ПРЕСС. 2002.
 Конституция Российской Федерации (последнее издание).
 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной
информации.—2000.— № 2.
 Общевоинские уставы ВС РФ. –М. Воениздат. 1998.
 Под ред. Антоновой Л.Н. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном
учреждении. Наст. кл. руководителя. -М.: Айрис-пресс. 2005.
 100 вопросов – 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву
и контракту/ Сборник. – М.: ИТ «Красная звезда», 2006.
 Справочник офицера Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2008.
 Федеральные законы Российской Федерации: «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды»,
«О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О борьбе с терроризмом», «О
противодействии терроризму»,
«Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской
обязанности и военной службе» /Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное
издание. –М., 2007-2008.
 Основы подготовки к военной службе: метод. материалы и док.: книга для учителя / сост. В.А.
Васнев, С.А. Чиненный. – М.: Просвещение, 2003.
 Петров С.В. ОБЖ: Сборник ситуативных задач для старшеклассников / Под ред. А.Т. Смирнова –
М.:Просвещение, 2006.
 Под ред Воробьева Ю.Л. . Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10, 11 класс. - М.
«ACT.Астрель». 2005.
 Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: поурочные планы к учебнику А.Т. Смирнова
и др. /авт.-сост. В.А. Шкенёв. – Волгоград: Учитель, 2007.
 Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: поурочные планы к учебнику А.Т. Смирнова
и др. /авт.-сост. В.А. Шкенёв. – Волгоград: Учитель, 2006.

 Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник методических материалов. Информационнометодическое издание для преподавателей. №8-9, 2003.
 Учебник спасателя/ С.К. Шойгу, М.И. Фалеев и др.; под общей ред. Ю.Л. Воробьёва. – Краснодар:
Сов. Кубань, 2002.
 Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. – М.: Просвещение, 2005.
 Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях:10-11 классы: пособие для
учащихся - М.: Просвещение, 2009
 Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: 10-11 классы: методическое пособие для
учителя - М.: Просвещение, 2009
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Смирнов А.Т. Основы безопасности
жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.Т.
Смирнов, Б.О.Хренников; под ред.
А.Т. Смирнова. М.: Просвещение,
2012.
Смирнов А.Т. Основы безопасности
жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.Т.
Смирнов, Б.О.Хренников; под ред.
А.Т. Смирнова. М.: Просвещение,
2012.
Смирнов А.Т. Основы безопасности
жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.Т.
Смирнов, Б.О.Хренников; под ред.
А.Т. Смирнова. М.: Просвещение,
2012.
Смирнов А.Т. Основы безопасности
жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.Т.
Смирнов, Б.О.Хренников; под ред.
А.Т. Смирнова. М.: Просвещение,
2012.
Смирнов А.Т. Основы безопасности
жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.Т.
Смирнов, Б.О.Хренников; под ред.
А.Т. Смирнова. М.: Просвещение,
2012.

Методическое обеспечение
Рабочая
программа на основе Федерального
компонента Государственного стандарта среднего
(полного) общего образования а также на основе
положений Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента
России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9
классов под редакцией А.Т. Смирнова,
Москва,
Просвещение, 2012 г.
Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения
безопасности
жизнедеятельности
[Текст]:
Учеб.
пособие/Н.П. Абаскалова, Айзман Р. И. Теоретические
основы безопасности жизнедеятельности / Р. И. Айзман,
С. В. Петров, В. М. Ширшова. – Новосибирск: АРТА,
2011.
–208
с.
–
(Серия
«Безопасность
жизнедеятельности»). ISBN 978-5-902700-18-0;
Аюбов Э. Н. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений
/ Э. Н. Аюбов, Д. З. Прищепов, М. В. Муркова. — 2- е
изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. —
232 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа). ISBN 9785- 91218- 998- 2;
Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации
природного, техногенного и социального характера и
защита от них\
Смирнов,
А.Т.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
8
класс:
учебник
для
общеобразоват. учреждений/ А.Т Смирнов, Б.О.
Хренников; под общ. ред. А.Т Смирнова; Рос акад.
наук,

Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
• специализированный кабинет ОБЖ предназначенный для
проведения занятий, самостоятельной подготовки, а также проведения
кружковой (факультативной) работы и мероприятий во внеурочное
время с обучающимися по вопросам ОБЖ.

Колич- Примеч.
во
1

12

• компьютер,
•
мультимедиапроектор,
•
принтер,
•
доступ в Интернет;
• тренажер сердечно-легочной реанимации «Максим» –
манекен с контроллером (индикацией правильности выполнения
действий);
• средства индивидуальной защиты и первой помощи пострадавшему:
• средства индивидуальной защиты:
• средства защиты дыхания:
• ватно-марлевые повязки;
• респираторы (типа ШБ-1 и т. п.);
• противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7);
• средства защиты кожи:
• фильтрующие СЗК (типа ОЗК, Л-1);
• средства медицинской защиты:
• медицинские сумки;
• аптечка индивидуальная А-2;
• индивидуальные перевязочные пакеты;
• противохимические пакеты ИПП-8;

1
1
есть
-

5
30
30
30

Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы

Электронные
образовательные
ресурсы

Ресурсы Интернета

1
3
5
1
1

http://video.edulib.net – учебные
фильмы

Библиотека
электронных
наглядных
пособий ОБЖ 511 класс. ООО
«Кирилл и
Мефодий»

•Безопасность жизнедеятельности школы. [Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://kuhta.clan.su;
• Все о пожарной безопасности. [Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://www.0-1.ru;
• Всероссийский научно-исследовательский
институт по проблемам гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций. - [Электронный ресурс] –
Режим
доступа:
http://www.ampe.ru/web/guest/russian;
•
Журнал
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
- [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.school-obz.org/;
• Институт психологических проблем
безопасности. - [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://anty-crim.boxmail.biz;
• Искусство выживания. - [Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://www.goodlife.narod.ru/;
• Министерство РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http:www.info@mchs.
gov.ru;
• Нормативные документы, методические
материалы по ОБЖ. - [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;
• Основы безопасности жизнедеятельности. [Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://0bj.ru/.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».