Программа Медиаграмотность

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление
Содержание ........................................................................................................................................... 2
1 Комплекс основных характеристик программы................................................................................ 3
1.1 Пояснительная записка................................................................................................................ 3
1.2 Общая характеристика курса ...................................................................................................... 4
2 Комплекс организационно-педагогических условий ........................................................................ 9
2.1 Календарный учебный график .................................................................................................... 9
2.2 Содержание курса внеурочной деятельности «мЕДИАГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

9

2.3 Примерное тематическое планирование курса внеурочной деятельности «мЕДИАГРАМОТНОСТИ
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ».................................................................................................................... 12
3 Список литературы для педагогов, учащихся и родителей ............................................................ 14

2

1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы медиаграмотности » разработана в
соответствии с требованиями
 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897)
 Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»
 Письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ")
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе
с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)").
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред.
от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Ключевые вопросы, которые рассматриваются в рамках медиаграмотности, – это
безопасность работы в сети Интернет, сетевой этикет, умение критически воспринимать
медиаконтент,

проверять

новостные

сообщения,

одним

словом,

быть

полноценным

и

полноправным участником современной медиажизни, которая охватывает каждого из нас.
Необходимо научиться управлять медиа, иначе медиа начнет управлять нами. Эти правила игры
сегодня уже нельзя изменить. Но можно научиться жить и не дистанцироваться от медиа, а
использовать его. Стремительное развитие информационных и коммуникационных ресурсов,
возрастающая доступность медиасредств (в первую очередь, смартфонов и планшетных
компьютеров) открывают практически безграничные возможности для доступа к информации
3

самого разного уровня, в том числе и к запрещенному контенту.
Обучение медиа-информационной грамотности состоит из множества компонентов. Это
умение работать с различной информацией, создавать и интерпретировать медиатекст, владеть
навыками работы с современными медиакоммуникационными устройствами – гаджетами и
девайсами, осознанно выбирать тот или иной медиаконтент, критически его осмысливать,
интерпретировать и использовать для дальнейшего синтеза новой медиапродукции в блогах,
социальных сетях или традиционных масс- медиа.
«Медиаграмотность для школьников» – первый шаг в очень важном для воспитания
подрастающего поколения направлении. Ведущая проблема работы с информацией на уровне курса
– формирование критического мышления в восприятии информации любого уровня, умение
выделять главное, классифицировать и обобщать информацию, знать способы защиты от
нежелательной информации.
Курс рассчитан на проведение занятий с учащимися 5-7-х классов по 2 час в неделю, 68 часов
в год.

1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа курса направлена на решение педагогической проблемы, которая прослеживается
на основе существующих сегодня противоречий в образовании:
- резкое увеличение объема информации и неспособностью учащихся осмысленно ее
перерабатывать;
-

увеличение

удельной

массы

творческих,

проектных

учебных

заданий

взамен

репродуктивных, что объективно усложняет умственную самостоятельную работу учащихся,
увеличивает затраты времени и сил;
- информационная насыщенность школьных предметов и возможность их замены на другие
информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).
Цель:

повышение

уровня

медийно-информационной

грамотности

учащихся

и

формирование у них необходимых компетенций для безопасного пользования средствами
коммуникации, самовыражения, интеллектуального и творческого развития.
Задачи:


познакомиться с ключевыми понятиями медиаграмотности;



знать и понимать социокультурные смыслы и подтексты медиатекстов;



владеть критериями и методами оценки медиатекстов;
4



развить индивидуальное критическое мышление и коммуникативные способности на

основе использования медиатекстов;


научиться самостоятельно создавать медиаконтент и самовыражаться с помощью

современных медиатехнологий.
В результате освоения программы по основам медиаграмотности обучающиеся достигают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
В процессе воспитания у обучающихся будут достигнуты личностные результаты освоения
курса «основы медиаграмотности»:


сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;


развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;


сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;


любознательность, активное и заинтересованное познание мира;



владение основами умения учиться, способность к организации собственной

деятельности;


готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;



доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою

позицию, высказывать своѐ мнение;


сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность;



быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;



работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

Метапредметные результаты обучающихся:


овладеют способностью принимать и достигать поставленные цели и задачи

информационной деятельности;


сформируют умения планировать, контролировать и оценивать

свои действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;


сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

5



будут активно использовать речевые средства и средства информационных и

коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;


будут использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом

учебном информационном пространстве Сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами;


овладеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами; будут осознанно строить информационные высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;


будут готовы слушать собеседника и вести информационный диалог; признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;


овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами.


работать

с различными

видами

информации

(структурировать

информацию,

осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы);


общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;



владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и

свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к
корректировке и дальнейшему исследованию;


решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе

электронных;


быть

способным

к индивидуальной

работе

с информацией,

а

также при

сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;


применять знания и умения, полученные на занятиях в процессе обучения на всех

предметах курса для выполнения домашних заданий, поиска информации, систематизации знаний
по предмету.
Предметные результаты:


совершенствование компетентностей, необходимых для организации и анализа

информационной деятельности;

6



умение анализировать собственные результаты информационной деятельности,

находить пути решения проблемных вопросов, самовершенствоваться;


умение систематизировать информацию и раскладывать документы (творческие

работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки;


освоение выразительных средств экрана;



умение работать по анализу медиатекстов;



совместная творческая деятельность;



расширение

практического опыта со созданию собственного информационного

продукта.
В результате изучения курса медиаобразования обучающиеся научатся:


анализировать деятельность пользователей в социальных сетях;



грамотно и безопасно презентовать себя в интернете;



корректно и этично осуществлять коммуникацию посредством медиа;



анализировать медиатексты;



работать в текстовых и графических редакторах;



работать в коллективе;



выполнять творческие работы;



активно смотреть и слушать;



выражать свои эмоции;



технологиям создания собственного медиапродукта (газеты, журнала).

В процессе изучения данного курса ученики получат знания о:


истории средств массовой коммуникации;



этапы развития информационных ресурсов;



выразительных средствах передачи информации и их влиянии на наши эмоции, на

формирование восприятия разных медиатекстов;


различие между книгой и средствами массовой информации;



специальных компьютерных программах, на основе которых создаются современные

книги и печатные СМИ;


медийных профессиях.

Обучающиеся получат возможность научиться:


анализировать печатные средства массовой коммуникации;



работать в коллективе;



различать реальный и виртуальный мир, избегать манипулятивного воздействия

рекламы и информации благодаря полученным знаниям;
7



пользоваться медийным оборудованием (фотоаппарат, видеокамера, компьютер,

мобильный телефон) для выполнения учебных и практических заданий;


использовать разные медиа для учебы, для получения информации, для развлечений,

для творчества;


работать с компьютерными программами для выполнения творческих заданий.

8

2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.

Продолжительность освоения программы
Начало реализации программы (начало учебного
года)
Окончание реализации программы (окончание
учебного года)
Входной вводный мониторинг (входное
обследование уровня подготовленности
обучающихся
Регламентирование образовательного процесса
(режим работы объединения)
Выходные и праздничные дни
Каникулы (сроки продолжительность)
Сроки промежуточной аттестации
Дата итоговой аттестации (дата итогового занятия)

2.2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЕДИАГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1.1. Введение. Человек и информация. Виды информации. Информационные ресурсы.
Цели и задачи курса «Основы медиаграмотности школьника». Человек и информация. Роль
информации в развитии общества. Значение информации в жизни человека. Расширение
представлений об информации. Виды информации. Виды представления информации. Способы
хранения и передачи информации. Хранение информации в окружающем мире. Информационные
ресурсы.

Понятия

«медиаграмотность».

«информационная
Понятие

культура»,

«медиакультура»

и

«информационная

«СМИ»

(культура

грамотность»,

средств

массовой

коммуникации). Термин «медиа» (от латинского media средство) и его употребление в современном
мире (печать, пресса, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные
компьютерные системы, включая Интернет).
1.2. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность
человека.
Представление о сущности понятий: «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая система».
Интернет и мультимедийные компьютерные системы. Основные этапы развития Интернета в
России. Порталы, сайты, тексты Интернета. Интернет пресса. Интернет сайт как синтезированная
модель ауди о визуальных и печатных медиа. Социальные сети. Новостная грамотность. Почтовые

9

сервисы.

Опасности,

связанные

с

использованием

Интернета.

Критерии

оценивания

информационных ресурсов. Понятие об информационной безопасности личности.
Практическая работа: критический анализ медиатекстов.
1.3. Средства массовой информации. Социальные медиа и медиаграмотность.
Средства

массовой

информации

как

комплекс

организационных

структур

и

коммуникационных каналов для под готовки и передачи информации, предназначенной для
массовой аудитории. Медиатекст произведение информационного или художественного характера,
созданное для трансляции средствами массовой коммуникации (статья, фильм, радио/телепередача
и т.д.). Язык медиа и СМИ. Как отличить фейк от оригинала.
Практическая работа: работа с медиаресурсами: анализ, работа над проектом.
1.4. Социальные сети и информационная безопасность в социальных сетях.
Коммуникаторы. Возможности и опасности социальных сетей и социальных медиа. Как
отличить фейк от оригинала. Киббермобинг. Правила поведения в социальных сетях. Новостная
грамотность. Сила информации: зачем нам нужны новости. Проверка фактов и поиск истины.
Алгоритм оценки источников. Механизм разбора новостей.
Практическая работа: анализ новостных ресурсов. Создание правил безопасности в
графическом формате.
1.5. Периодические издания как вид информационных ресурсов.
История журналистики. Журналистика фактов и журналистика мнений. Виды периодических
изданий. Взаимосвязь книги и периодических изданий. Виды книжных изданий (публицистические,
профессиональные,

научно

популярные),

художественная

литература,

справочная

и

библиографическая литература, энциклопедии, литература для детей и юношества. Виды
периодической печати: общественно политическая, профессиональная, научно популярная,
материала (фотография, рисунок, комикс, карикатура, схема, диаграмма и др.). Жанры
периодической печати: информационные (заметка, отчет, интервью); аналитические (статья,
рецензия, обозрение); художественно публицистические (зарисовка, очерк, эссе, фельетон,
памфлет); литературные (стихотворение, рассказ, новелла и др.), реклама. Иллюстрационный
материал в книге и прессе. Типы иллюстрационного материала (фотография, рисунок, комикс,
карикатура, схема, диаграмма и др.)
Практическая работа: обзор любимых периодических изданий.
Раздел 2. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
2.1. Текст и его свойства
Изучение сущности текста и его свойства. Представление о тексте как одной из наиболее
распространенных форм представления информации. Формирование представления о свойствах
текста (связность, целостность, осмысленность, структурированность).
10

Практическая работа: анализ текста
2.2. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом. Критический анализ текста
Изучение универсальных приемов интеллектуальной работы с информацией для создания
нового текста из нескольких источников. Представление о качестве информации. Приемы анализа и
сравнения информации. План текста как средство систематизации и синтеза информации. Понятие
«критический анализ текста». Алгоритм проведения критического анализа текста. Использование
справочных изданий для проверки достоверности фактографической информации.
Практическая работа: создание собственного текста
2.3. Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки
Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ). Классификация
медиатекстов. Свойства и состав медиатекста. Язык медиа: выразительные средства медиатекстов.
Характеристика выразительных средств аудиовизуальных медиатекстов.
Ознакомление со структурой и назначением рекламных медиатекстов. Понятия: «реклама»,
«социальная

реклама», «слоган». Основные виды рекламы. Рекламный

видеоролик как

аудиовизуальный медиатекст.
Практическая работа: Анализ рекламного медиатекста.
2.4. Технология подготовки мультимедийной презентации.
Определения содержания презентации.

Основные этапы подготовки мультимедийной

презентации. Сущность и назначение мультимедийной презентации как информационного
продукта. Преобразование исходного текста при переносе его на слайды презентации. Основные
требования к оформлению мультимединой презентации.
Практическая работа: Создание презентации в программе Microsoft Office PowerPoint.
Раздел 3. Пакет офисных редакторов
Текстовые редакторы. Виды и функционал. Текстовый редактор Microsoft Word. Текстовый
редактор OpenOffis. Текстовый редактор Google-документы. Работа с презентацией. Требования к
презентации. Программы для визуализации данных. Создание презентаций в Power Point. Создание
презентаций Google-презентациях. Создание презентация посредством других программ
Практические работы предусмотрены по каждому изученному редактору.

11

2.3 ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЕДИАГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Учитель может вносить свои изменения в распределение часов на прохождение материала и проведения практикума, изменять
содержательное наполнение уроков, исходя из возможностей образовательного учреждения.

Учебно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
(1 год обучения)
В 6-7 классах разделы по взаимодействию с пакетом офисного редактора изучаются более углубленно.
Из них:
№
п/п

I
1.1
1.2
1.3
1.4

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и
информационная культура
Введение. Медиа + грамотность. Общение и
безопасность.
Что такое общение. Зачем передавать информацию
Человек и информация. Виды информации.
Информационные ресурсы.
Интернет как источник информационных ресурсов.
Информационная безопасность человека.

дистанц
ионно

Общее
кол-во
часов

теория

практика

13

12

25

1

1

2

2

1

3

2

2

4

2

2

4

1.5

История становления интернета и социальных сетей

1

1

2

1.6

Средства массовой информации. Социальные медиа и
медиаграмотность.

3

2

5

Формы аттестации / контроля

Реферативная работа

1.7

Социальные сети и информационная безопасность в
социальных сетях.

2

3

5

II

Раздел 2. Аналитико-синтетическая переработка
источников информации

6

7

17

2.1

Текст и его свойства

2

2

4

2

2

4

Творческая работа

2

3

5

Творческая работа

2.2
2.3

Основные приемы интеллектуальной работы с текстом.
Критический анализ текста
Медиатекст как объект аналитико-синтетической
переработки

Беседа, выставление баллов

III

Раздел 3. Пакет офисных редакторов

8

20

28

3.1

Текстовые редакторы. Виды и функционал

1

1

2

3.2

Текстовый редактор Microsoft Word

1

4

5

Практическая работа

3.3

Текстовый редактор OpenOffis

1

3

4

Практическая работа

3.4

Текстовый редактор Google-документы

1

3

4

Практическая работа

3.5

Работа с презентацией. Требования к презентации.
Программы для визуализации данных

1

1

2

3.6

Создание презентаций в Power Point

1

3

4

Практическая работа

3.7

Создание презентаций Google-презентациях

1

4

5

Практическая работа

3.8

Создание презентация посредством других программ

1

1

2

Практическая работа

IV.

Итоговое занятие

1

1

-

2

Контрольное занятие

28

40

-

68

Всего часов:

13

3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Дубовер Д. Медиаграмотность. Часть 1. Как жить в медиамире: учебное пособие /
Донской государственный технический университет, Областной центр медиаграмотности. Ростов-на-Дону, 2015.
2. МЕДИАГРАМОТНОСТЬ: ПРАКТИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ /
Автор-составитель

С.

Штурхецки.

-

URL:

https://mediagram.ru/netcat_files/99/123/h_f675376590f9eb406dc9e32f0ff7c7ae
3. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / К.
Уилсон [и др.] ; науч. ред. Н. И. Гендина, С. Г. Корконосенко ; пер. Е. Малявская ; Институт
ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – Париж : ИИТО ЮНЕСКО,
2012.
4. Медиаобразование

в

школе:

о

культуре

медиа

и

школьников

–

URL:

http://schoolkidmedia.tilda.ws/
5. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности:
учебник / авт.: С. Туоминен [и др.] ; Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в
образовании; Финское общество медиаобразования. – Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2012. –
URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf
6. Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности [принято 7 дек.
2011г.] // IFLA. – URL: : http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/mediainfo-litrecommend-ru.pdf
7. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности] / [авт.:
А. Ю. Домбровская и др.] ; пер. с англ. О. В. Терешкина ; ЮНЕСКО. – Москва:
Межрегиональный

центр

библиотечного

сотрудничества,

2013

.

–

URL:

http://ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil_cat_rus.pdf
8. Основы медиаграмотности для 5-6 классов. Методическое пособие для учителей. –
Бишкек: Общественный Фонд «Центр поддержки СМИ», 2020.
9. Медиа и информационная грамотность. Учебное пособие для 9 -11 классов. Издание
для апробации. / П. В. Банников, О. Гороховский, Т. Соколова, И. М. Печищев, Д.
Радзявичус, А. Усупбаева., Д.П. Шишкин. – Алматы: ОФ «Международный центр
журналистики «MediaNet», 2019. – 152 с., илл.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».