Программа ИЗО

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы
1. Учебно-тематический план 1 года обучения
1.1. Задачи по курсу 1 года обучения.
1.2. перечневый разделов, тем.
1.3. Содержание дополнительной образовательной программы, краткое описание тем 1-го года
обучения.
2. Учебно-тематический план 2 года обучения.
2.1. Задачи по курсу 2-года обучения
2.2. Перечень разделов, тем
2.3. Содержание дополнительной образовательной программы, краткое описание тем 2-го года
обучения.
2.4. Знание и умение детей начальной школы
3. Учебно-тематический план 3 года обучения
3.1. Задачи по курсу 3-го года
3.2. Перечень разделов, тем
3.3. Содержание дополнительной образовательной программы, краткое
описание
тема 3-го года обучения
3.4. Формирование художественных знаний ,умений и навыков
4. Методическое обеспечение
5. Классификация методов обучения на деятельной основе
6. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания
образования в школе, это ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусства.
Основная цель дополнительной образовательной программы «Изобразительное искусство»
направлена - на выполнение главного смыслового стержня программы Б.М. Неменского установление связи искусства с жизнью человека, определение роли искусства в повседневном его
бытии, выявление роли искусства в жизни общества, на необходимость дать школьникам
представления о значении искусства в их личном становлении.
Дополнительная образовательная программа «Изобразительное искусство» исходит из теории
эстетического воспитания средствами искусства и выдвигает цель преподавания искусства в школе
— формировать у учащихся художественную культуру как неотъемлемую часть их духовной
культуры и выделяет ряд главных задач.
Воспитание наследника духовной культуры, выработка личностью общественно значимых идеалов,
освоение нравственных ценностей.
Накопление опыта восприятия искусства, готовность и способность творчески использовать этот
опыт.
Эстетическое воспитание и развитие личности, должно быть направлено не только на формирование
у детей эстетических чувств, эмоционального отношения к окружающему миру, оно
должно позволять целенаправленно решать современные задачи художественного образования;
активизировать мысль;
развивать способность к трудовой деятельности, к творчеству.
Под этим углом зрения и надо рассматривать работу в кружке по изобразительному искусству.
Тематическое планирование занятий по дополнительному образованию по предмету «
Изобразительное искусство» составлено на основе программы « Изобразительное искусство и
художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского. из «Программы общеобразовательных
учреждений начальные классы (1-4)» и « Изобразительное искусство и художественный труд» под
редакцией Б.М.Неменского, Н.А.Горяева, Г. Е. Гурова, А.А.Кобы зева, Л.А.Неменской, А.С.Питерских,
из программно-методических материалов «Изобразительное искусство» 5- 9 классов. Москва
«Дрофа» 2020 г.
Данные программы (1-4класах ) и (5-9 классах) рассчитаны на 34-68 часов в год. Но так как по
учебному плану на изучение предмета изобразительное искусство отводится 34 часа в год, то
оставшиеся, более масштабные темы внесены в дополнительную образовательную программу
«Изобразительное искусство» .
Сама идея программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
прекрасна, но в ней выпущен раздел: рисования с натуры .
В данной образовательной программе «Изобразительное искусство» рисование с натуры является
ведущим видом в формировании у учащихся визуального восприятия объекта действительности,
познания цвета и форм, реального пространства, законов красоты, т.е. материалистического,
объективного отражения действительности в человеческом сознании. Содержание курса состоит из
занятий рисования с натуры, по памяти и представлению, создание тематических и жанровых
картин.
На втором и третьем году обучения включена работа по ознакомлению с жанрами, с видами
композиций, знакомства с народным творчеством, художественным трудом, бесед о прекрасном в
жизни, в классическом и народном искусстве.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от
6- 13лет.
Образовательная программа рассчитана на 36 учебных недель ( по 35 часов). Первый год обучения*
по 1 час в неделю, второй год обучения - по 1 час, третий год обучения - по 2 часа в неделю.

Содержание курса осуществляется на основе решения образовательных , развивающих, технических
и воспитательных задач.
Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы
1. Учебно-тематический план 1 года обучения.
Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных
пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного курса обучения.
На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три
Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Открытием для
детей должно стать то, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной
деятельностью — тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в
окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра. С нее и начинается
познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании
огромного, сложного мира пластических искусств. Задачей этого года также является осознание
того, что Мастера работают определенными материалами, а также первичное освоение этих
материалов.
В конце года они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.
Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих занятий: в них через работу каждого Мастера
связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей
действительностью.
1.1 Задачи по курсу 1 года обучения.
-Дать первоначальные представления о роли и содержании искусства.
- Учить соотносить изображение на картине с натурой.
- Учить анализировать рисунки детских художников.
- Учить описывать изображенные на картине предметы, явления, действия -Дать знания основ
построения реалистического рисунка.
-Учить воспринимать окружающую действительность
-Развивать творческие способности
-Учить выделять формы объемные и плоскостные.
-Учить сравнивать предметы по форме, строению.
'Знакомить с выразительными возможностями художественных материалов.
-Учить чувствовать и выразительно передавать в изображении характер животного. -Изображать
противоположных по характеру сказочных образов.
-Изображать контрастные состояния природы.
-Выполнять узоры по образцу природы.
-Составлять композицию из задуманных фрагментов .
-Учить рисовать на темы связанные с изображением окружающей действительности (времена года)

1.2Перечень разделов, тем.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема занятий
Знакомство с мастером изображения 16
Краски осени. Изображаем осень.
Красота листьев.
Изображение листьев разных по характеру.
Узор из осенних листьев
Наблюдение домашних птиц.
Изображение домашних птиц в движении (эскиз)
Приемы закрашивания.(карандашами, красками)
Композиционные построения рисунка на тему «Птичий
двор»
Наши зимние забавы (наброски).
Наши зимние забавы (цветовое решение).
Цветовое решение рисунка на тему: «Двор, в котором я
живу»

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Цветовое решение рисунка на тему: «Двор, в котором я
живу»
Рисование диких животных. Штриховка карандашом.
Рисование диких животных. В цвете
Творческая работа: «Узоры на стекле» - вид из окна
(мелками, акварель
Творческая работа: узоры на стекле, сосульки, сугробы.
Творческая работа: птицы на ветке (мелками, акварель,
гуашь).
Художник украшения 4
Художник украшения расписывает прямоугольник, овал,
квадрат, круг( по желанию ребенка)
Реальность и фантазия.14
Изображение и реальность (Рассматривание картин в
сравнении).
Изображение и реальность. Рисование с натуры игрушекживотных
Изображение и реальность. Рисование с натуры игрушекживотных
Изображение и фантазия
Изображение и фантазия ( Изображение заколдованного
леса).
Изображение и фантазия ( Изображение цветов в
заколдованном лесу).
Выражение характера животных
Выражение характера человека
Выражение характера человека
Изображение природы в разных состояниях
Изображение природы в разных состояниях
Цвет как средство выражения :теплые и холодные цвета
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета
Организация выставки
Итого: 34

1.3Содержание дополнительной образовательной программы, краткое описание тем 1-го года
обучения
^ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ помогать в этом детям Мастер Изображения учит видеть и
изображать. И все последующие годы обучения будет — помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы
внимательно разглядеть, лучше не просто смотреть, но и рисовать то, что рассматриваешь. Этому надо
учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли деятельности изображения в
жизни людей, в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. Открытием четверти
является и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем
тоже нужно учиться, и Мастер Изображения учит нас этому. Задачей Мастера является и обучение
детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет
углубляться и расширяться в последующих годах обучения
Тема. Изображения всюду вокруг нас Везде: дома, на улице, в школе — нам встречаются различные
изображения, которые сделали художники. Знакомство с Мастером Изображения, который помогает
нам рисовать, лепить. Обучающее рассматривание выставки детских работ. Первое задание имеет
диагностическую направленность — оно помогает выявить уровень и характер дошкольной подготовки
учеников.
Тема. Мастер Изображения учит видеть Развитие наблюдательности и аналитических возможностей
глаза. Формирование поэтического видения мира. Знакомство с понятием «форма». Сравниваем по

форме разные листья — круглые, длинные, треугольные. Рассматриваем прожилки — каждый лист
похож на маленькое дерево со стволом, кроной, ветками. Оказывается, деревья тоже бывают разные
по форме.
Тема. Изображать можно пятном Овладение первичными навыками изображения на плоскости. Пятно
— одно из главных средств изображения. Развитие воображения и аналитических возможностей глаза.
Тень — пример пятна в реальной жизни; по тени можно узнать ее хозяина. Присмотреться к разным
пятнам (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.) и постараться увидеть в них
какие-либо изображения. В этом поможет Мастер Изображения. Сравнить, какие бывают у зверей уши,
хвосты, лапы, усы (они потребуются, чтобы дорисовать пятно). Навыки работы на уроке с кистью,
краской (одна банка) и водой. Методический прием «Сказка про кляксу» ). Превращение морды одного
животного в другое животное
Тема. Изображать можно в объеме Объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с
разных сторон. Примеры выразительных объемов, которые заметил Мастер Изображения (пни, камни,
коряги, сугробы и др.), похожие на кого-то. Развитие воображения и аналитических способностей глаза,
поэтического видения. Сказка Мастера Изображения про превращения камешков является
методическим приемом для обучения видению целостной формы Лепка от большой формы
(превращения комка пластилина) способами вытягивания и вдавливания.
Тема. Изображать можно линией Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать;
повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе. Тема. Разноцветные краски
Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение навыками
организации рабочего места. Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка:
что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками. Тема. Изображать можно и то, что
невидимо (настроение) Изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств как бы
невидимый. Не следует очень усложнять задание: дети легко отмечают, что голубое более грустное,
чем розовое, и что кисточка, когда рисует, то как бы танцует весело или плавно и т. д.
Тема. Художники и зрители (обобщение темы) Начальное формирование навыков восприятия.
Выставка детских работ за четверть — дети были художниками, а теперь стали зрителями. Зрители
должны уметь понимать работу художников. Дети становятся зрителями произведений искусства. Быть
зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение
искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.
-ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ Знакомство с Мастером Украшения, т. е. началом
декоративной художественной деятельности, но это не сужает разнообразия видов практической
работы учащихся. Эта работа особенно насыщена нарядными, яркими заданиями, которые позволяют
освоить многие художественные материалы. Мастер Изображения— это Мастер Познания, который
учит внимательно вглядывзться в жизнь.
Мастер Украшения, или Мастер Общения, делает в жизни совсем иное: организует общение людей,
помогая им открыто выявлять свои роли. Сегодня, например, мы идем в поход, завтра на работу, потом
в гости — и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее,
конечно, работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках.
Тема. Мир полон украшении Знакомство с Мастером Украшения. Украшения всюду вокруг нас
украшена наша одежда, игрушки, наши дома, комнаты, посуда и т. д. и везде помогает нам Мастер
Украшения. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни: вместе с Мастером
Украшения рассматриваем формы лепестков, тычинки, узорчатые детали разнообразных цветов.
Тема. Красоту надо уметь замечать

Развитие наблюдательности. Приобретение опыта эстетических впечатлений. Мастер Украшения учится
у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота узоров в природе.
Всматриваемся в различные детали: в сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д. Яркая и неброская,
тихая и «неожиданная» красота в природе, например узоры на различных поверхностях (кора дерева,
пена волны, капли на ветках и т. д.).
Тема развивается в серии занятий, которые формируют новые навыки изобразительной деятельности.
Происходит начальное овладение новыми техниками и художественными материалами. Любуемся
красотой бабочек и рассматриваем узоры на их крыльях. Мир наполнен неброскими рисунками узоров
разных поверхностей, их надо уметь замечать. Украшение рыбки узорами чешуи. Оно выполняется в
технике монотипии — цветного или монохромного фактурного отпечатка, который затем
дорисовывается одноцветным (черным) фломастером или палочкой с тушью. Пятно приобретает
выразительную фактуру.
Разнообразие украшений в природе. Различные формы украшений. Мастер Украшения помогает
рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму
хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер — веселая, быстрая,
важная.
Тема. Узоры, которые создали люди Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие
орнаментов. Природные и изобразительные мотивы. Образные и эмоциональные впечатления от
орнаментов. Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают?
-ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ Изображение, украшение и
постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. В
любом изображении, постройке или украшении всегда присутствуют все эти три вида художественной
деятельности.
Тема. Совместная работа трех Братьев-Мастеров Обобщением здесь является один урок. Его цель —
показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу.
Но у каждого Мастера своя работа, свое назначение. В конкретной работе один из Мастеров всегда
главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа Мастера Постройки? А сейчас эти
работы украшают класс. А в работах, где главным был Мастер Украшения, как ему помогали Мастер
Изображения и Мастер Постройки? Главное, чтобы учащиеся
Тема. «Сказочная страна». Создание панно Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть
мир сказки и воссоздать его. Учитель выбирает любую известную сказку или сочиняет ее вместе с
детьми. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера
Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы «.Экскурсия в природу.
Тема. Как говорит искусство ; Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета
2.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. без
приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к
общечеловеческой культуре. Обучение строится на приобщении детей к миру искусства через
познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к
пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются
носителями духовной культуры и так было всегда — с далекой древности до наших дней. Надо
помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства,
обратив особое внимание на роль художников — Мастеров Изображения, Украшения, Постройки —
в создании среды жизни человека.
Целью художественного воспитания и обучения ребенка второго года обучения является

формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве
представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно — оно
выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается
его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны — они живут и развиваются во времени,
связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и
их взаимосвязь. Разнообразие этих культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой
культуры — важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети.
Ребенок
сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через
средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе
образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как целостную художественную личность.
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще
не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость к пониманию мира, соотносимому с
сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда
художественного образа.
Приобщаясь к истокам культуры своего дома, города, своего народа или других народов Земли,
дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к
дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе,
искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью,
пластилином, бумагой. За-дачи трудового воспитания органично связаны с художественными
задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят
к пониманию красоты творчества.

2.1 Задачи по курсу 2-года обучения.
-Знакомить с понятием живописи, графики, скульптуры, (линия, композиция, ритм, пятно, цвет,
форма).
-Знакомить с особенностью языка художественной выразительности.
-Понятие перспективы .
-Цветоведение.
-Учить отзываться на прекрасное и безобразное в жизни и в рисунке.
-Видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях.
- Учить видеть и раскрывать красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной
организации.
-Изучать и овладевать конструкцией и пропорцией крепостных башен.
- Учить моделировать наполнение жилого города.
-Знакомить с своеобразием городов.
- Учить определять значение колорита •Находить оптимальные способы расписывания -Добиваться
тональных и цветовых сочетаний(колорит)
-Выделять в определенной последовательности основные части изображаемого предмета. - Учить
видеть красоту, радоваться ей
-Приобщать детей к миру искусства через познание окружающего мира.
-Учить видеть и ценит труд художника.
-Учить выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над видами искусств.
-Учить понимать и определять роль искусства в реальной повседневной жизни
- Учить творчески подходить к созданию парков, скверов.
- Учить владеть элементарными приемами изображения пространства.
- Учить определять значение колорита.
- Владеть навыками работы с бумагой.
- Композиционное расположение предметов и фигур.
- Учить доводить задуманное до конца.
- Учить создавать законченный образ.
- Учить передавать при изображении предмета пропорции и характер формы.
- Учить добиваться тональных и цветовых сочетаний ( колорит).
- Развивать аккуратность.
- Владеть навыками изображения в пространстве.
- Знакомить со знаменитыми пейзажистами, портретистами.
Украшение игрушки.

Кол-во

1

Украшение посуды (чашки, блюдца).

1

2

Украшение тарелки.

1

3

Украшение маминого платка.

1

4

Шторы в твоем доме

1

5

Твои книжки.

1

6

Декоративная закладка

1

7

Искусство на улицах нашего города. 15

1

8

Витрины на улицах.

1

9

Рисование парка (эскиз).

1

10

Композиционное построение природы парка.

1

11

Цветовое решение.

1

12

Колорит изображения парка.

1

13

Фонари на улицах (из бумаги).

1

14

Оформление фонарей.

1

15

Рисование фонарей

1

16

Художник и зрелище (введение в раздел)

1

17

Театральные маски (кунсткамера Образцова).

1

18

Создание маски (творческая работа).

1

19

Конструирование маски.

1

20

Организация выставки

1

21

Образ театрального героя.

1

22

Образ театрального героя.( из пластилина)

1

23

Образ театрального героя.( из пластилина)

1

24

Образ театрального героя.(из пластилина)

1

25

Образ театрального героя.( из бумаги)

1

26

Образ театрального героя.( карандашами)

1

27

Образ театрального героя.(карандашами и красками)

1

28

Образ театрального героя.(красками)

1

29

Вырезание образов и наклеивание на коллективную работу

1

30

Театральный занавес.

1

31

Театральная сцена

1

32

Костюмы для актеров.

1

33

Изображение человека в статике.

1

34

Изображение человека в динамике

1

35

Расписывание костюмов нарядных

1

36

Расписывание костюмов платьев.

1

37

Расписывание костюмов брюк, юбок

1

38

Расписывание костюмов сарафаны.

1

39

Головные уборы, их значение.

1

40

Игра с костюмами.

1

41

Костюмы для бумажных кукол

1

42

Костюмы для бумажных кукол

1

43

Костюмы для бумажных кукол

1

44

Пейзаж родного края 19

1

45

Рождение земли.

1

46

Рисование с натуры ( игрушки ) динозавров.

1

47

Рисование с натуры ( игрушки ) динозавров.

1

48

1

50

М ы живем на Урале.
Передать характерные особенности уральской природы.(набросок).
М ы живем на Урале.
Передать характерные особенности уральской природы.(в цвете).
Деревенская улица. Изображение в перспективе1

51

Деревенская улица. Изображение в перспективе!

1

52

Деревенская улица. Изображение в перспективе1

1

53

Народные праздники

1

54

Народные праздники

1

55

Русские народные сказки 19

1

56

Сказочные терема

1

57

Рисование на тему «Русская народная сказка»

1

58

Рисование на тему «Русская народная сказка»

1

59

Рисование на тему «Русская народная сказка»

1

49

1
1

60

Рисование на тему «Русская народная сказка»

1

61

Рисование на тему «Русская народная сказка»

1

62

Рисование на тему «Русская народная сказка»

1

63

Образ красоты человека 9

1

64

Создание портрета своего товарища.

1

65

Создание портрета своего товарища.

1

66

Создание портрета своего товарища.

1

67

Изображение человека в статике.

1

68

Изображение человека в динамике

1
68 чосов

2.3.
Содержание дополнительной образовательной программы, краткое описание
тем 2-го года обучения.
-ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ
Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем
окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один
предмет дома, не было бы и самого дома.
Тема. Твои игрушки придумал художник Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник.
Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных
Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания
игрушки: придумывание, конструирование, украшение.
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых
изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Тема. Посуда у тебя дома Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды
обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа
Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма,
украшение, роспись. Посуда из различных материалов.
Тема. Мамин платок Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись
платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения:
праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на
поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер
узора. Колорит платка как средство выражения.
Тема. Обои и шторы в твоем доме Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов
обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или
спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты.
Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор:
построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.
Тема. Твои книжки Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской
книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы
детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги,
различные по технике; детские работы по теме.
-ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА

Все начинается с порога родного дома. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но
именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
Тема. Памятники архитектуры — наследие веков Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи
школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие
произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета
культуры, которую поколения передают друг другу.
Тема. Парки, скверы, бульвары Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не
только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как
построены парки и сады, там где мы живем.
Тема. Фонари на улицах и в парках Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей
тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах
городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга,
других городов.
Тема. Витрины магазинов Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как
украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на
улице.
-ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ
Зрелище — неотъемлемая часть жизни человека. Какой тусклый и однообразный был бы мир без
праздника! В цирке, на концерте или в театре нас встречает праздничное и красочное зрелище,
созданное художником.
Ифовая природа зрелища позволяет учителю в конце четверти продемонстрировать творческие
работы детей в виде театрализованного представления или спектакля.
Тема. Художник в цирке. Роль художника в цирке. Цирк — образ радостного, искрометного и
волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности
— веселая тема детского творчества.
Тема. Художник в театре Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Художник — создатель
сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально- сценического оформления.
Тема. Маски Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа.
Искусство маски в театре и на празднике.Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки,
перчаточные итростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее
конструкция и костюм.
Тема. Картина-портрет Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет
человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и
значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
Тема. Афиша и плакат Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство
изображения и текста в плакате. Шрифт.
быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей.
-ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках,
предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о
мире, красоте человека.
В содержание занятий обязательно должны быть внесены также особенности родной для ребенка
культуры, того места, где он живет.
Тема. Пейзаж родной земли. Картина-пейзаж
Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного
искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван
Гога, К. Коро и т. д.Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния
души. Роль цвета в пейзаже. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным
настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий. Красота природы

в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской
природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Изменчивость природы по
временам года и в течение дня. Красота разных времен года. Земля — это не только природа, земля
сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Роль искусства в понимании красоты природы.
Разнообразие пейзажных сюжетов. Повторение и развитие навыков живописи.
Темаг Терния жили С Природой,
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные
материалы, роль дерева.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в избе космогонических представлений —
представлений людей о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей —
порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Постройка,
украшение, изображение при создании избы.
Различные виды изб. Традиции разных областей России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т.
д.Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Тема. Образ красоты человека
У каждого народа складывается свое представление о красоте человека — и женщины, и мужчины.
Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.
Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы
и доброты — «добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и
благородстве защитника Родины. Образ такого человека — во многих произведениях искусства,
посвященных нашей истории.
«Русская красавица» — сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о
чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и
радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины. Красота русской женщины в
произведениях отечественных художников.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. В образе женщины и в ее
праздничном костюме присутствует способность людей мечтать, стремление выразить надежду на
прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Именно поэтому украшению женщины
всегда придавалось так много внимания. Женский праздничный костюм концентрирует в себе
народные представления обустройстве мира.
Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их
значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ
русского человека в творчестве художников.
-КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры
к осознанию многообразия художественных культур мира.
Для понимания исторически сложившегося лица культуры того или иного народа большое значение
имеет заложенное в его сознании отношение человека и природы. Это отношение выражается и по
сей день в духовной сущности национальной культуры, проявляясь в искусстве, в особой манере
понимать явления жизни. Отношения с природой и природные материалы определили характер
национальных построек и предметов традиционного быта, вид одежды, характер труда, а
следовательно, весь уклад жизни. Нас интересует, как представления о красоте и устройстве мира,
рожденные во взаимодействии с природой, выразились в предметном мире, созданном человеком.
Но выбор за учителем. Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны,
затем— Древней Греции как колыбели современной художественной культуры .
Тема. Образ художественной культуры Древней Греции Особое значение искусства Древней Греции.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в

представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила
разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное
произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и
его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие
всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела
— «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гармоничным
человеком — особенность миропонимания в Древней Греции.
Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
2. 4 ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения программы учащимися:
— осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности:
изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на
плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с
использованием различных художественных материалов; приобретают первичные навыки
художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне,
началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную
отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; развивают
фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной
деятельности;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и
мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования; приобретают первичные
навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание
особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни
человека и общества; учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о
конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно
использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также
приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе
совместной художественной деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные
навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные
представления об изображении человека на плоскости и в объеме; приобретают навыки общения
через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего
отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений
искусства и творчества своих товарищей; приобретают знания о роли художника в различных сферах
жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и
предметного мира; приобретают первичные представления о деятельности художника в
синтетических и зрелищных видах искусства (втеатре и кино);
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур
народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к
явлениям
жизни.

На 3-м году обучения учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом
художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой
формой духовной культуры общества.
Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение,
обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет,
обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т. е. языком. Все элементы и средства,
которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом
выражения содержания.
Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас
мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально
организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый
мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских
умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную
реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению
опыта чувств и опыта видения мира.
При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он
меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, I его окружение,
его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. правил изображения,— часть общего процесса развития
человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями,
которые происходят в жизни общества в его многоголосии без понимания исторических культурных
контекстов невозможно. Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому
необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное
творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая
деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определенной культурой,
определенным развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого
человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми. В основу
тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в
его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека,
поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом
выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и
практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного
строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению
начальных основ грамоты изображения. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической
картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся:
представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства,
особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими
картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать
культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого,
место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о
жизни народов мира.
Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с
множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Принцип «от жизни — через искусство — к жизни» способствует развитию творческой
наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других
людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его
собственное бытие в контексты культуры.

Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями
художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в
изобразительном искусстве.

3.1. Задачи по курсу 3-го года обучения
-Должны понимать значение древних корней народного искусства.
-Создавать проекты разных предметов среды , объединенных единой стилистикой.
•Использовать специальные технические средства
- Учить определять значение колорита в народной росписи
- Учить различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен -- Знать
разновидности росписей.
- Учить использовать технические навыки в разных видах росписи
-Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства.
-Находить оптимальные способы расписывания по образцам народных умельцев.
- Учить выделять вариации орнаментальных мотивов.
-Через иллюстрации к сказкам разных народов учить выявлять общее стилевое единство декора.
-Пользоваться различными графическими техниками: монотипия, линогравюра на пласт, листе, выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над видами искусств.
-Уметь владеть первичными навыками плоского и объемного изображение предметов.
-Знать особенности творчества и значения в отечественной культуре великих русских художников
мастеров натюрморта.
-Знать общие правела построение головы человека.
-Уметь видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти. -Знать
особенности жанра натюрморта.
-Уметь использовать технические навыки в работе над натюрмортом.
•Иметь навыки конструктивного видения в изображении группы предметов.
-Уметь определять значение колорита.
•Композиционное расположение предметов и фигур -Учить доводить задуманное до конца - -Уметь
показать фактуру предмета и связь между предметами -Уметь создавать законченный образ
-Выделять в определенной последовательности основные части изображаемого предмета Передавать при изображении предмета пропорции и характер формы -Добиваться тональных и
цветовых сочетаний(колорит)
-Развивать аккуратность
Выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над портретом •Знать особенности языка
художественной выразительности -Совершенствовать технику рисовании -Формировать
художественно-творческую активность
* Творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы,
используя наблюдения и зарисовки с натуры
-Передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее
движение и характер -Пользоваться различными техниками видов искусств
'Знать о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роле
эскизов и этюдов.
•Знать и уметь объяснять особенности монументальной и станковой живописи.
-Уметь показать фактуру предмета и связь между предметами.
•Уметь создавать законченный образ в историческом жанре.
-Передавать при изображении предмета пропорции и характер формы .
•Знать , что такое графика и ее отличие от других видов изо искусства.

'Знать о композиции как целостности и образном строе произведения, о построении произведений, о
соотношении целого и деталей.
•Работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки
'Знать об историческом и художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и
способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой
индивидуальности художника.
-Знать о существовании изобразительного искусства во все времена истории.
-Иметь опыт активного восприятия произведений искусства.
-Иметь творческий опыт в построении тематических композиций.
-Развивать навыки наблюдательности.

3.2 Перечень разделов и тем.
№ Тема
Виды изобразительного искусства и основы образного языка 13
Линия, штрих, тон.
1
Рисунок - способ познания окружающего мира.
2
Водоросли вторят движение воды.
3
Определение пропорций фигуры человека из пластилина.
4
Человек в движении (каркас)
5
Уточнение образного решения.
6
Линии и светотень
7
Цвет в произведениях живописи.
8
Основы цветоведения
9
10 .Составление сближенной гаммы в прямоугольнике (теплые холодные)

Кол-во
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Составление сближенной гаммы в прямоугольнике (теплые холодные)

11 Составление сближенной гаммы в прямоугольнике (теплые холодные)
12 Составление сближенной гаммы в прямоугольнике (теплые холодные)
13 Отношение художника к миру животных( расматривание
картин)
14 Анималистический жанр, ознакомление с художниками
15 Эскиз будущей работы (творческая).
16 Композиционное построение анималистического жанра.
17 Композиционное построение анималистического жанра
18 Отношение художника к миру природы
18 Пейзаж в графике (осенний).
20 Пейзаж в графике (осенний).
21 Пейзаж в графике (зимний).
22 Пейзаж в графике (зимний).
23 Пейзаж живописью.
24 Пейзаж живописью.
25 Пейзаж живописью.
26 Колорит в пейзаже (марина).
27 Изготовление паспарту
28 Организация выставки
29 Тема. Вглядываясь в человека (жанр портрет). 5 Беседа по
картинам
30 Жанр портрета (в графике).
31 Жанр портрета (в живописи).
32 Великие художники живописи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34

Портрете натуры.
Портрет литературного героя.

1
1

3.3.Содержание дополнительной образовательной программы, краткое описание тем 3-го года
обучения
- ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА Тема.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление
на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное
назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Тема. Рисунок —
основа изобразительного творчества Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи
рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида
пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения
и др.).
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного
изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа.
Линейные графические рисунки известных художников.
Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм,
линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких,
корявых, волнистых, стремительны х и т . д.).
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция
листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и
тени).
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных
возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной
молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое
смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть,
нежность и т. д.
Изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий
и т. д.
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством
и освещением. Художесвенные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их

выразительные свойства.
Объемные изображения животных в разных материалах.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные
материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное
восприятие, зрительские умения.
- МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как
познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в
изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила
изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного
искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают
изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в
живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие
свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX
веке.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства
выразительности. Выразительность формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного
изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных
возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в
картине.
наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи
XVII—XVIII веков.
Тема. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен,
пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником
своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты
художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета
(локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм
цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории
искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
•ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ Тема. Образ
человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет

как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи
Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема
сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего
мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты, века.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа,
расположение и форма рта. Подвижные части лица, ллимика.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы
и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.
Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности
конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного
искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете.
Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия
и пятно. Выразительность графического материала.
Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства.
Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в
скульптурном портрете.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение
образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света,
контрастность освещения.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи
Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук
в раскрытии образа портретируемого.

Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения
и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема. Великие портретисты
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах Личность
художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного
искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы
образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа
произведения изобразительного искусства.
-ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей
изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в е т о облике
и в его действиях менялись в истории искусства.

Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека
несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и
способах изображения облегчают эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно
наращивать этот навык. Материал четверти включает работу во всех основных видах изобразительной
деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно-практическая работа учащихся связана
содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.
Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в
искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
3.4.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ Учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о
многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; о
взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее
претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах
развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; ряд выдающихся художников и
произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном
искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских ху дож ни ковпейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно,
тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
— о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании
художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш,
тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного
изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;
уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и
использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые
отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие
композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни
своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира,
присущую произведению искусства.

4.

Методическое обеспечение
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».