МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительных образовательных программ.
1.1. Музей «История Калининского района относится к историкокраеведческой направленности. Музей как структура подразделения входит в
образовательную систему школы. Современное общественное развитие России
поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность вопрос
приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Музей является
центром патриотического воспитания. Музейный предмет и музейная среда
обладают значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С
помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу культуры, где
интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему призвана решать данная
программа, которая главной целью ставит не воспитание потребителя
культуры, а умение самому создавать культуру. В сентябре 2002 г. в школе
создан музей истории Калининского района г.Челябинска. Ведется
исследовательская работа по изучению истории Калининского района, а также
промышленных предприятий, учебных заведений и культурных центров
Челябинска. Результаты работы видны по выступлениям ребят на
конференциях.
В настоящее время, когда стоит вопрос о сохранении своеобразия
национальной культуры истории, музейная и краеведческая деятельность
очень важна, так как является элементом образовательной и воспитательной
системы современной школы. Школьный музей — это специфическое
педагогическое, детское учреждение, специфика которого заключается,
прежде всего, в реализации развивающей и образовательно-воспитательной
функции. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в
деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает
здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его
создатель. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательновоспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в
процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной
деятельности. Так, например, участвуя в поисково-собирательской работе,
учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того,
какую тему они изучают. Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые
памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и
очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми,
изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и
архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по
истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой
Родины связана с историей страны, как различные исторические,
политические и социально-экономические процессы, происходящие в
государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе,
поселке, селе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и
представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и
обществоведения, реализуется региональный компонент содержания
исторического образования.
Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности
учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не
предусмотренных основной общеобразовательной программой. В зависимости
от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными
понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения,
музееведения и т.п. Кроме
того,
учащиеся
овладевают
навыками

исследовательской
деятельности: выбор и формулирование темы
исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их
сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата,
предположений, идей, их проверка, оформление выводов исследования и
выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге
у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных
проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное
от фальсификации, делают выводы.
1.2. Перечень документов, на которые опиралась при составлении
образовательной программы:
• Федеральный закон об образовании
• Конвенция о правах ребенка
• Федеральный закон о музейном фонде Российской Федерации
• Федеральный закон «Об образовании»
• Положение о государственных наградах Российской Федерации.
• «Закон об оружии» Приказ по МОУ «О назначении рук музея»
• Устав школы
• Примерное положение о музее образовательного учреждения
• Положение о школьном музее
1.3.

Организация образовательного процесса.
• Создание подгрупп по 10 человек для кружка «Музейное дело».
• Составление расписания по возрастным группам, режима
работы кружка.

1.3.1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
программы: возраст детей от 8 до 16 лет.
Программа 1-го года рассчитана на детей с 8-14 лет.
Программа 2-го года рассчитана на детей с 11-14 лет.
Программа 3-го года рассчитана на детей с 14-16 лет.
1.3.2. Образовательная программа рассчитана на 3 года.
Программа 1-го года представляет 288 часа (3 занятия в неделю по 2 часа и
2 занятия по 1 часу в неделю).
Программа 2-го года представляет 360 часов (5 занятий в неделю по 2 часа).
Программа 3-го года представляет 324 часа (4 занятия в неделю по 2 часа
и 1 занятие по 1 часу в неделю).
1.3.3. Режим занятий:
Режим занятий устанавливает руководитель музея, он же проводит занятия.
План и режим работы утверждает администрация. Педагогическая нагрузка 18
часов.
1.4. Актуальность, педагогическая целесообразность.
На современном этапе особую актуальность имеет вопрос гражданскопатриотического воспитания молодежи. Эту проблему призвана решать данная
программа. Ребята в поисковой и исследовательской работе узнают много
интересного, нового и решают поставленные цели на практике, учатся
составлять
экскурсии,
готовить
исследовательские
работы.

1.5 Основные цели программы:
 Воспитание патриотизма, чувства гордости за нашу Родину,
гражданственности, содействие становлению учащихся.
 Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской
деятельности.
3.Формирование региональной и российской идентичности.

Педагогические задачи:
Образовательная:
 Расширение образовательного поля учащихся за счет ознакомления их с
новыми источниками знаний (копии исторических архивных документов.
письма военных лет, материальные источники).
 Сформировать
научные и профессиональные интересы. Ознакомить
учащихся с подвигами ветеранов ВОВ, ознакомить с историей
Калининского района и г.Челябинска.
Развивающая:
 Развитие интеллектуальных способностей, логического и креативного
мышления учащихся через привлечение научных исследований, поисковой
и музейной деятельности.
 Развитие познавательной активности путем включения в творческую
деятельность, развитие самостоятельности, приобретение опыта общения с
разными категориями людей.
 Научить работать с архивными документами.
 Развитие
коммуникативно-речевых
способностей
через
общение
представителями различных поколений.
Воспитательная:
 Воспитание
патриотического бережного отношения к культурному.
историческому наследию через комплекс мероприятий музея.
 Воспитать у учащихся музейную культуру, чувство коллективизма. установить
связь с другими творческими коллективами.
1.6. Технология, формы, методы, средства.
С целью качественного усвоения материала используются методы, формы:
Методы: лекция, беседы, экскурсия, конференции.
Формы: классные часы, встречи, с ветеранами.
Средства: литература, видеозаписи.
1.7. Предполагаемый результат по годам обучения.
1-й год. Ученики должны знать:
 основы музейного дела
 основные понятия музейного дела
 собирать материалы, сведения о погибших в годы войны родственников
 готовить выступления на классных часах, готовить реферативные работы
для конференций.
2-й год. Ученики должны знать и уметь:
 уметь классифицировать материалы по экспозициям и отбирать материал
для стендов
 уметь провести экскурсию
• выработать умение и навыки самостоятельной работы с
архивными документами

•

выполнять научно-исследовательские работы, рефераты
• освоить методы выступления на конференциях
З-й год. Ученики должны:
•
•
•
•

уметь работать с документами предприятий, музеев, военкомата
выполнять научно-исследовательские работы, рефераты
участвовать в публикации научных работ
участвовать в научных конференциях.

Учебно-тематический план 1-го года обучения
Предполагаемый результат
 Знание основных понятий музейного дела
 Выработать умения и навыки работы с архивными

документами.
 Умение классифицировать материал по экспозициям
и отбирать материал для стендов.
 Умение собирать материалы, сведения о
родственниках, знать навыки генеалогии
 Освоить методы выступления на конференциях.
 Умение выполнять научно-исследовательские работы,
рефераты.
 Участвовать в публикации научных работ.
 Умение провести экскурсии. Учащиеся смогут
провести экскурсии.

N Тема

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1. Основы музейного дела

31

31

62

2. Фондовая деятельность

6

44

50

3. Экспозиционная деятельность

21

41

62

4. Исследовательская работа

21

51

72

20

20

5. Работа с ветеранами

6. Экскурсионная
Деятельность.
Всего:

79 часов

30

30

213 часов

288 часов

Содержание I года обучения
Тема I: Основы музейного
дела – 62 часа
1. Что такое музей? Зачем нужны музеи?
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Основные понятия и определения в музейном деле
Музейные профессии
Музеи России
Музеи Челябинска
Археологические музеи и лаборатории Челябинска
Архив - учреждение для хранения документов
Экскурсии в музеи ЧелГУ, ЮУРГУ

Тема II. Фондовая деятельность музея - 42 часа
Что такое фонды музея?
Экскурсия в областной краеведческий музей
Понятие «памятник», виды памятников
1. Экскурсия к памятникам архитектуры и
скульптурным сооружениям города Челябинска
4. Книга учета - главный музейный документ
5. Заполнение книги учета
6. Акт приемки-сдачи. Заполнение акта.
7. Виды карточек научного описания. Заполнение
карточек научного описания.
8. Для чего нужно и как заполнить учетную карточку
9. Пути комплектования фондов
1.
2.
3.

Тема III. Экспозиционная деятельность - 62 часов
1.
2.
3.
4.

Понятие «музейная экспозиция»
Как правильно построить экспозицию
Составление аннотаций
Текст в экспозиции

5. Построение экспозиции музея Калининского
района
6. Предмет задачи
7. Заречье в прошлом
8. Рождение Калининского района
9. Челябинский
электрометаллургический
комбинат
10. Образование ЧГРЭС
11 . Челябинск в годы войны
12. Памятники археологии Челябинска
13.Челябинский государственный
университет14.Челябинский военный автомобильный
институт
15.Педагогический колледж
16.Образование цирка
17.Челябинский кукольный театр
18.Художественное училище
19. Воины-интернационалисты
20.Ветераны Великой Отечественной войны
21. Вечная Слава Героям
22.Участие в научных конференциях
23.Сбор материала
24.Экскурсии по Калининскому району
25.Улицы Калининского района
26. История Калининского района.
27.Промышленные предприятия Калининского района.
28.Образовательные учреждения Калининского района.
29.Вечная Слава Героям.
30.Они защищали Родину.
31. Ордена и медали ветеранов
32.Воины-интернационалисты
33.Ветераны Калининского района
34.Анфалов СЮ. - наш выпускник. Орден Мужества.
Тема IV. Исследовательская работа - 72 часа
• Обучение работе с документами и источниками.
• Подготовка докладов, исследовательских работ,
участие в конференциях, конкурсах, играх.
• Экскурсии в архивы.

Тема IV. Экскурсионная деятельность - 30
часов
 Виды экскурсий
 Методика построения и проведения экскурсии
 Практическая работа экскурсоводов
 Знакомство с историей Калининского района
 Памятные места г. Челябинска и Калининского
района:
а) памятник «Орленок
б) памятник Гусарову В.Н.
в) памятник-танк ИС-3 (Комсомольская площадь)
г) памятник И.Я.Трашутину
д) памятник миномету-катюше
е) памятник добровольцам-танкистам
ж) памятник доблестным сынам Отечества
Итого: 288 часов

Учебно-тематический план
2-го года обучения

N Тема

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1. Основы музейного дела

43

43

86

2. Фондовая деятельность

18

48

68

3. Экспозиционная деятельность

33

53

82

4. Исследовательская работа

33

63

96

5. Работа с ветеранами

20

20

6. Экскурсионная
Деятельность.

42

42

245 часов

360 часов

Всего:

111 часов

Содержание П года обучения:
Основы музейного дела
Тема I. Основы музейного дела - 70 часов
Задача и предмет музейного дела
Основные понятия и определения в музейном деле
Музейные профессии
Музеи России
Археологические музеи и лаборатории Челябинска
Музеи предприятий Челябинска
Архив - учреждение для хранения документов
Экскурсии в музеи
Тема II. Фондовая деятельность музея — 50 часов
 Что такое фонды музея?
 Экскурсии в музеи с посещением хранилищ
 Понятие «памятник», виды памятников
 Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям города
Челябинска
 Книга учета - главный музейный документ
 Заполнение книги учета
 Акт приемки-сдачи. Заполнение акта.
 Виды карточек научного описания. Заполнение карточек научного описания.
 Для чего нужно и как заполнить учетную карточку
 Пути комплектования фондов
Тема III. Экспозиционная деятельность - 70 часов
 Понятие «музейная экспозиция»
 Как правильно построить экспозицию
 Построение экспозиции музея Калининского района:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Предмет и задачи
Археологические раскопки на территории Северо-Запада Челябинска
Рождение Калининского района
Исторический центр района. Заречье в XVIII-начале XX вв.
Образование ЧГРЭС
ЧЭМК
Полиция района
Челябинский государственный университет
Челябинский военный автомобильный институт
Педагогический колледж
Образование цирка
Челябинский кукольный театр
Художественное училище

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Воины-интернационалисты
Ветераны Великой Отечественной войны: Герой Советского Союза М.Медяков,
Н.Бозов, М.Попова
Вечная Слава Героям: командир танкового батальона Герой Советского Союза
— А. Ковалев, летчик-испытатель Герой Советского Союза В. Луценко
Участие в научных конференциях
Сбор материала
Экскурсии по Калининскому району
Улицы Калининского района
Текст в экспозиции
Составление аннотаций
Виды экскурсий
Методика построения и проведения экскурсии
Практическая работа экскурсоводов

Тема IV. Исследовательская работа - 80 часов
Работа в архивах, военкомате, музеях, библиотеках.
• Обучение работе с документами и источниками.
• Подготовка докладов, исследовательских работ, участие в конференциях,
конкурсах, играх.
•

Тема V. Работа с ветеранами - 20 часов
Организация и проведение дня знаний. Торжественная линейка. Классные часы.
Встречи с ветеранами в день пожилого человека. Посещение на дому,
поздравления
• День защитника Отечества. Концерт художественной самодеятельности,
чаепитие
• День Победы. Поздравления ветеранов, вручение подарков
• Посещение ветеранов микрорайона, учителей ветеранов на дому
•
•

Тема VI. Экскурсионная деятельность - 34 часа
1. История Калининского района.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Промышленные предприятия Калининского района.
Образовательные учреждения Калининского района.
Археологические памятники
Они защищали Родину.
Ордена и медали ветеранов
Воины-Интернационалисты
Ветераны Калининского района
Анфалов СЮ. - наш выпускник. Орден Мужества.

Итого: 324 часа

Учебно-тематический план
3-го года обучения
Тема

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Поисковая деятельность

25

45

70

Исследовательская работа

90

90

180

Работа с ветеранами,
культурно-массовая работа

24

24

Экскурсионная
Деятельность.

50

50

209 часов

324 часа

Всего:

115 часов

Содержание 3 года обучения
Тема I . Поисковая деятельность — 70 часов
1. Вести сбор материалов и исследовательскую работу по вопросам
этнографии, фольклора, археологии, геологии, искусствоведения и
языкознания Уральского региона.
2 .Продолжить сбор материалов о знаменитых жителях Челябинска
а) О почетном гражданине, директоре ЧЭМК В.Гусарове
б) О почетном гражданине, меценате, промышленнике В.Колбине
3. Продолжить сбор материалов о челябинцах Героях Советского Союза
1.
Луценко В.Д.
2.
Ковалев A.M.
3.
Шокуров А.А.
4.
Медяков В.Д.
4. Сбор материалов о промышленных предприятиях Челябинска

ЧЭМК

ЧТЗ

ЧМК
завод имени Колющенко
5. Поиск материалов об истории учебных заведений Челябинска
ЧГПУ
ЮУРГУ
ЧЕЛГУ
• Академия культуры
• Академия физической культуры
5. Краеведческая игра для детей «Знай и люби Челябинск»
Тема II. Исследовательская работа - 180 часов
1 .Работа в городском и областном архивах
 Работа в архивах промышленных предприятий Челябинска
 Изучение спортивных достижений челябинских спортсменов
 Работа в музеях г.Челябинска
 Работа на базе Учебно-научного центра изучения проблем природы и
человека ЧелГУ
 Изучение материалов библиотек г.Челябинска
а) Областная публичная библиотека
б) Библиотека имени Пушкина
в) Библиотека имени Маяковского
6. Изучение истории культурных центров Челябинска
а) Театр Оперы и балета
б) Драмтеатр
в) кукольный театр

г) концертный зал имени Прокофьева
д) картинная галерея
Тема III. Культурно-массовая работа, работа с ветеранами — 24 часа
1 .Провести встречу и поздравить ветеранов В.О. войны
с Днем Защитника Отечества
с Днем Победы
2. Подготовить и провести беседы
а) к 65 годовщине формирования Уральского добровольческого
танкового
корпуса
б) «Ордена и медали» к 23 февраля
в) «Этот праздник со слезами на глазах» к 9 мая
г) Классный час «Вечная слава Героям»
д) Классный час «Дети и война»
Тема IY. Экскурсионная деятельность - 50 часов
Знать навыки работы археолога, проводить археологические разведки,
участвовать в составе археологических экспедиций. Проводить экскурсии для
учащихся школы и гостей по следующей тематике:
 Обзорная экскурсия «Город, которого не было на карте»
 Памятники Челябинска
а) Памятник «Орленок»
б) Памятник Гусарову В.Н.
в) Памятник-танк ИС-3 (Комсомольская площадь)
г) Памятник И.Я.Трашутину
д) Памятник миномету-катюше
е) Памятник добровольцам-танкистам
ж) Памятник доблестным сынам Отечества
з) Памятник «Скорбящей матери»
 Наш город в годы Великой Отечественной войны
 История нашей школы
 Женщина на войне
 Ордена и награды Великой Отечественной войны
 Наши земляки - участники В.О. войны
 История челябинского телевидения
Итого: 324 часа

Методическое обеспечение


I. Источники:
Ванцалова Е. Музейная педагогика/ Воспитание школьников. 2000. №

5.
Великовская Г.В. Мы моделируем музей. (Сборник трудов). М., 1997.
Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого
музея в свете современных теорий научного познания// Музей в
современном мире: Новаторство. Труды. ГИМ. Вып. 104 М. 1999.
 Столяров Б. Музейная педагогика: История и современность.//
Народное образование. 2001. № 5.
 «Челябинская область в фотографиях» - Челябинск:
ТОО «Каменный пояс», 2000.
 Кузнецов В.М., «Историческое краеведение», бкл, г.Челябинск, Абрис,
2007.
 Челябинск. История моего города. Челябинск, ЧГПУ, 1999.
 Челябинск. История моего города. Челябинск, Абрис, 2006.
 Российский сплав. ЧЭМК. Южноуральское книжное издательство, 2001.
 Подтяжкин Э.А., Алундовый завод, ЗАО Челябинская
межрайонная типография, 2003.
 Образовательные программы для учреждений дополнительного
образования детей. Вып. 5, ИИУМЦ «Образование».
1. Музейный вестник № 1 (18), Челябинск, ЧГПУ., 2004.



Ш. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Мой город — Челябинск. Учебное пособие для 3,4 кл. г. Челябинск,
2001г.
2. Челябинск-2000: Время и люди
Фотоальбом
Челябинск ТО «Каменный пояс»
3. Челябинск в разных измерениях. Челябинское Южно-Уральское
книжное издательство, 1986г.
3. Наш дом Южный Урал, Челябинск, 2005г.
4. «Прошлое не предавать забвению», Путешествие по Челябинской
области. Челябинск, 1994г.
5. Памятники истории Челябинской области. Челябинское ЮжноУральское книжное издательство, 1990г.
6. В бой- с Урала. Челябинское Южно-Уральское книжное
издательство, 1990г.
7. Память Челябинских улиц. Челябинское Южно-Уральское
книжное издательство, 1988г.

4. «Энциклопедия «Челябинск» 200.
10.Челябинская история моего города. Челябинск, ЧГПУ, 1999г. 11
.Челябинская история моего города. Челябинск, Абрис, 2006г.
12.Российский сплав: ЧЭМК. Челябинское Южно-Уральское
книжное издательство, 1990г. 13.
13.Подтяжкин Э.А.,
Алукдовый
завод
ЗАО.
Челябинская
межрайонная типография, 2003 г.
14.Челябинская область в фотографиях 1900-1920гг.
15.Челябинск ТО «Каменный пояс». Челябинская область в
фотографиях 1920-1940гг.
16. Челябинск ТО «Каменный пояс». Врата Рифея, Москва,
1997г.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».