Абакумов
а Татьяна
Геннадье
вна
Подписано цифровой подписью:
Абакумова Татьяна Геннадьевна
DN: c=RU, st=Челябинская область,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 154
Г. ЧЕЛЯБИНСКА",
1.2.643.100.3=120B3030323130353637363
738,
1.2.643.3.131.1.1=120C3734343730303635
31313035, email=mou154@mail.ru,
givenName=Татьяна Геннадьевна,
sn=Абакумова, cn=Абакумова Татьяна
Геннадьевна
Дата: 2023.05.15 14:03:45 +05'00'
Версия Adobe Acrobat Reader:
2023.001.20174
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название раздела
№ страницы
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цель и задачи программы
4
1.3.
Планируемые результаты
5
Раздел 2. Содержание программы и комплекс организационнопедагогических условий
Календарный учебный график (со сроками
промежуточной и итоговой аттестации)
6
Учебный план (с формами промежуточной
аттестации и формой итоговой аттестации)
6
Условия реализации программы (материальнотехническое обеспечение)
16
2.4.
Формы аттестации (промежуточной и итоговой)
18
2.5
Оценочные материалы
18
2.6
Методические материалы
20
2.7
Список литературы
23
2.1
2.2
2.3
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музей истории Калининского района имеет историко-краеведческую
направленность. Музей структурно входит в образовательную систему школы.
Современное общественное развитие России поставило задачу духовного
возрождения нации. Особую актуальность вопрос приобрел в сфере
патриотического
воспитания
молодежи.
Музей
является
центром
патриотического воспитания. Музейный предмет и музейная среда обладают
значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С помощью музейной
среды можно включить ребенка в сферу культуры, где интересно не разрушать, а
созидать. Эту проблему призвана решать данная программа, которая главной
целью ставит не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать
культуру. В музее ведется исследовательская работа по изучению истории
Южного Урала, а также конкретных промышленных предприятий, учебных
заведений и культурных центров Челябинска. Результаты работы видны по
выступлениям обучающихся на конференциях.
В настоящее время, когда стоит вопрос о сохранении своеобразия
национальной культуры истории, музейная и краеведческая деятельность очень
важна, так как является элементом образовательной и воспитательной системы
современной школы. Школьный музей — это специфическое педагогическое,
детское учреждение, специфика которого заключается, прежде всего, в
реализации развивающей и образовательно-воспитательной функции. Главное
отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного
музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель
продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен
школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное
влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в
осуществлении различных направлений музейной деятельности. Так, например,
участвуя
в
поисково-собирательской
работе,
учащиеся
постоянно
соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают.
Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и
культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых
событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными
объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся
получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и
природе своего края, учатся понимать, как история малой Родины связана с
историей страны, как различные исторические, политические и социальноэкономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на
развитие этих процессов в родном городе, поселке, селе. Таким образом,
конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые
при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется
региональный компонент содержания исторического образования.
Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности
учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не
предусмотренных основной общеобразовательной программой. В зависимости
от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными
понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения,
музееведения и т.п. Кроме того, учащиеся овладевают навыками
исследовательской деятельности: выбор и формулирование
темы
исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их
2
сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата,
предположений, идей, их проверка, оформление выводов исследования и
выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге
у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных
проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное
от фальсификации, делают выводы.
1. 2. Цель программы:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за нашу Родину,
гражданственности, содействие становлению учащихся.
Приобщение учащихся к краеведческой и поисковоисследовательской деятельности; Формирование российской и
региональной идентичности.
Педагогические задачи:
Образовательная:
Расширение образовательного поля учащихся за счет ознакомления
их с новыми источниками знаний (копии исторических архивных
документов. письма военных лет, материальные источники).
Сформировать
научные
и
профессиональные
интересы.
Ознакомить учащихся с подвигами ветеранов ВОВ, ознакомить с
историей Калининского района и г.Челябинска.
Развивающая:
Развитие интеллектуальных способностей, логического и
креативного мышления учащихся через привлечение научных
исследований, поисковой и музейной деятельности.
Развитие познавательной активности путем включения в
творческую
деятельность,
развитие
самостоятельности,
приобретение опыта общения с разными категориями людей.
Научить работать с архивными документами.
Развитие коммуникативно-речевых способностей через общение
представителями различных поколений.
Воспитательная:
Воспитание
патриотического бережного отношения
к
культурно-историческому наследию через комплекс мероприятий
музея.
Воспитать у учащихся музейную культуру, чувство коллективизма.
установить связь с другими творческими коллективами.
По основной направленности программа является развивающей
(построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей
учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами
музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку
социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей,
направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и
возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств
личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения
3
окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную
картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре
жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет
знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии,
культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
1. 3. Планируемые результаты
В результате освоения программы ребенок:
•
приобретает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих
ценностей и способность толерантного отношения к окружающим;
•
развивает мыслительную деятельность и проективные способности
не только в творческих работах, но и в жизненных ситуациях;
•
приобретает способность эмоционального освоения нравственных и
эстетических ценностей своего народа;
•
понимает мировоззренческие основы, стилистику и овладевает
понятийным аппаратом различных культур народов мира;
•
развивает в себе такие качества как коммуникабельность,
креативность, мобильность, обучаемость;
•
обогащает свою жизнь новыми социальными связями.
Планируемые результаты программы:
повышение уровня рефлексивных способностей и уровня развития
мотивационной сферы обучающихся;
повышение общего уровня культуры;
укрепление психического и физического здоровья;
наличие позитивного социального опыта, опыта общения и
трудовой деятельности.
Программа будет способствовать созданию комфортной среды общения,
развитию способностей учащихся и их творческого потенциала, социализации
посредством получения знаний, художественных и жизненно необходимых
навыков, целостному восприятию мировой культуры, а также духовному,
творческому и эстетическому развитию личности.
4
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2. 1. Календарный учебный график (со сроками промежуточной и итоговой
аттестации)
Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности и
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул).
Образовательная программа рассчитана на 3 года.
Программа 1-го года представляет 324 часа (4 занятия в неделю по 2
часа и 1 занятие по 1 часу в неделю).
Программа 2-го года представляет 324 часа (4 занятия в неделю по 2
часа и 1 занятие по 1 часу в неделю).
Программа 3-го года представляет 324 часа (4 занятия в неделю по
2 часа и 1 занятие по 1 часу в неделю).
Программа также может предусматривать реализацию части теоретических и
практических часов с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.
Основной способ контроля – практика проектной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического
уровня усвоения теоретических и практических знаний, практических умений и
навыков по отдельной части программы.
Итоговая аттестация проводится с целью установления объективной оценки
усвоения всех этапов программы.
Итоговая аттестация проводится по завершению всего учебного периода по
программе.
Возраст детей, участвующих в реализации
программы: возраст детей от 8 до 16 лет.
Программа 1-го года рассчитана на детей с 8-14 лет.
Программа 2-го года рассчитана на детей с 11-14 лет.
Программа 3-го года рассчитана на детей с 14-16 лет.
данной
дополнительной
Режим занятий:
Режим занятий устанавливает руководитель музея, он же проводит занятия. План и
режим работы утверждает администрация. Педагогическая нагрузка 18 часов.
2.2. Учебный план (с формами промежуточной аттестации и формой
итоговой аттестации)
Предполагаемый результат по годам обучения.
1- й год.
Ученики должны знать:
5
основы музейного дела
основные понятия музейного дела
собирать материалы, сведения о погибших в годы войны родственников
готовить выступления на классных часах, готовить реферативные
работы для конференций.
2- й год. Ученики должны знать и уметь:
уметь классифицировать материалы по экспозициям и отбирать
материал для стендов
уметь провести экскурсию
• выработать умение и навыки самостоятельной
работы
с архивными документами
2-й год. Ученики должны знать и уметь:
уметь классифицировать материалы по экспозициям и отбирать материал
для стендов
уметь провести экскурсию
• выработать умение и навыки самостоятельной работы с
архивными документами
• выполнять научно-исследовательские работы, рефераты
• освоить методы выступления на конференциях
З-й год. Ученики должны:
•
•
•
•
уметь работать с документами предприятий, музеев, военкомата
выполнять научно-исследовательские работы, рефераты
участвовать в публикации научных работ
участвовать в научных конференциях.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Предполагаемый результат
Знание основных понятий музейного дела
Выработать умения и навыки работы с архивными документами.
Умение классифицировать материал по экспозициям и отбирать материал для
стендов.
Умение собирать материалы, сведения о родственниках, знать навыки генеалогии
Освоить методы выступления на конференциях.
Умение выполнять научно-исследовательские работы, рефераты.
Участвовать в публикации научных работ.
Умение провести экскурсии. Учащиеся смогут провести экскурсии.
6
N Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1. Основы музейного дела
35
35
70
2. Фондовая деятельность
10
40
50
3. Экспозиционная деятельность
25
45
70
4. Исследовательская работа
25
55
80
5. Работа с ветеранами
20
20
6. Экскурсионная
Деятельность.
34
34
229 часов
324 часа
Всего:
95 часов
Содержание I года обучения
Тема I: Основы музейного дела – 70 часов
1. Что такое музей? Зачем нужны музеи?
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные понятия и определения в музейном деле
Музейные профессии
Музеи России
Музеи Челябинска
Археологические музеи и лаборатории Челябинска
Архив - учреждение для хранения документов
Экскурсии в музеи ЧелГУ, ЮУРГУ
7
Тема II. Фондовая деятельность музея - 50 часов
1.
2.
3.
1.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Что такое фонды музея?
Экскурсия в областной краеведческий музей
Понятие «памятник», виды памятников
Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям города
Челябинска
Книга учета - главный музейный документ
Заполнение книги учета
Акт приемки-сдачи. Заполнение акта.
Виды карточек научного описания. Заполнение карточек научного описания.
Для чего нужно и как заполнить учетную карточку
Пути комплектования фондов
Тема III. Экспозиционная деятельность - 70 часов
1. Понятие «музейная экспозиция»
2. Как правильно построить экспозицию
3. Составление аннотаций
4. Текст в экспозиции
5. Построение экспозиции музея Калининского района
6. Предмет задачи
7. Заречье в прошлом
8. Рождение Калининского района
9. Челябинский электрометаллургический комбинат
10. Образование ЧГРЭС
11 . Челябинск в годы войны
12. Памятники археологии Челябинска
13.Челябинский государственный университет14.Челябинский военный
автомобильный институт
15.Педагогический колледж
16.Образование цирка
17.Челябинский кукольный театр
18.Художественное училище
19. Воины-интернационалисты
20.Ветераны Великой Отечественной войны
21. Вечная Слава Героям
22.Участие в научных конференциях
23.Сбор материала
24.Экскурсии по Калининскому району
25.Улицы Калининского района
26. История Калининского района.
27.Промышленные предприятия Калининского района.
28.Образовательные учреждения Калининского района.
8
29.Вечная Слава Героям.
30.Они защищали Родину.
31. Ордена и медали ветеранов
32.Воины-интернационалисты
33.Ветераны Калининского района
34.Анфалов СЮ. - наш выпускник. Орден Мужества.
Тема IV. Исследовательская работа - 80 часов
• Обучение работе с документами и источниками.
• Подготовка докладов, исследовательских работ, участие в конференциях,
конкурсах, играх.
• Экскурсии в архивы.
Тема IV. Экскурсионная деятельность - 34 часа
Виды экскурсий
Методика построения и проведения экскурсии
Практическая работа экскурсоводов
Знакомство с историей Калининского района
Памятные места г. Челябинска и Калининского района:
а) памятник «Орленок
б) памятник Гусарову В.Н.
в) памятник-танк ИС-3 (Комсомольская площадь)
г) памятник И.Я.Трашутину
д) памятник миномету-катюше
е) памятник добровольцам-танкистам
ж) памятник доблестным сынам Отечества
Итого: 324 часа
9
Учебно-тематический
план 2-го года обучения
N Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1. Основы музейного дела
35
35
70
2. Фондовая деятельность
10
40
50
3. Экспозиционная деятельность
25
45
70
4. Исследовательская работа
25
55
80
5. Работа с ветеранами
20
20
6. Экскурсионная
Деятельность.
34
34
229 часов
324 часа
Всего:
95 часов
10
Содержание П года обучения:
Основы музейного дела
Тема I. Основы музейного дела - 70 часов
Задача и предмет музейного дела
Основные понятия и определения в музейном деле
Музейные профессии
Музеи России
Археологические музеи и лаборатории Челябинска
Музеи предприятий Челябинска
Архив - учреждение для хранения документов
Экскурсии в музеи
Тема II. Фондовая деятельность музея — 50 часов
Что такое фонды музея?
Экскурсии в музеи с посещением хранилищ
Понятие «памятник», виды памятников
Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям города
Челябинска
Книга учета - главный музейный документ
Заполнение книги учета
Акт приемки-сдачи. Заполнение акта.
Виды карточек научного описания. Заполнение карточек научного описания.
Для чего нужно и как заполнить учетную карточку
Пути комплектования фондов
Тема III. Экспозиционная деятельность - 70 часов
Понятие «музейная экспозиция»
Как правильно построить экспозицию
Построение экспозиции музея Калининского района:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Предмет и задачи
Археологические раскопки на территории Северо-Запада Челябинска
Рождение Калининского района
Исторический центр района. Заречье в XVIII-начале XX вв.
Образование ЧГРЭС
ЧЭМК
Полиция района
Челябинский государственный университет
Челябинский военный автомобильный институт
Педагогический колледж
Образование цирка
Челябинский кукольный театр
11
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• Художественное училище
Воины-интернационалисты
Ветераны Великой Отечественной войны: Герой Советского Союза М.Медяков,
Н.Бозов, М.Попова
Вечная Слава Героям: командир танкового батальона Герой Советского Союза —
А. Ковалев, летчик-испытатель Герой Советского Союза В. Луценко
Участие в научных конференциях
Сбор материала
Экскурсии по Калининскому району
Улицы Калининского района
Текст в экспозиции
Составление аннотаций
Виды экскурсий
Методика построения и проведения экскурсии
Практическая работа экскурсоводов
Тема IV. Исследовательская работа - 80 часов
Работа в архивах, военкомате, музеях, библиотеках.
• Обучение работе с документами и источниками.
• Подготовка докладов, исследовательских работ, участие в конференциях,
конкурсах, играх.
•
Тема V. Работа с ветеранами - 20 часов
Организация и проведение дня знаний. Торжественная линейка. Классные часы.
Встречи с ветеранами в день пожилого человека. Посещение на дому,
поздравления
• День защитника Отечества. Концерт художественной самодеятельности,
чаепитие
• День Победы. Поздравления ветеранов, вручение подарков
• Посещение ветеранов микрорайона, учителей ветеранов на дому
•
•
Тема VI. Экскурсионная деятельность - 34 часа
1. История Калининского района.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Промышленные предприятия Калининского района.
Образовательные учреждения Калининского района.
Археологические памятники
Они защищали Родину.
Ордена и медали ветеранов
Воины-Интернационалисты
12
8. Ветераны Калининского района
9. Анфалов СЮ. - наш выпускник. Орден Мужества.
Итого: 324 часа
Учебно-тематический
план 3-го года обучения
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Поисковая деятельность
25
45
70
Исследовательская работа
90
90
180
Работа с ветеранами,
культурно-массовая работа
24
24
Экскурсионная
Деятельность.
50
50
209 часов
324 часа
Всего:
115 часов
Содержание 3 года обучения
Тема I . Поисковая деятельность — 70 часов
1. Вести сбор материалов и исследовательскую работу по вопросам этнографии,
фольклора, археологии, геологии, искусствоведения и языкознания Уральского региона.
2 .Продолжить сбор материалов о знаменитых жителях Челябинска
а) О почетном гражданине, директоре ЧЭМК В.Гусарове
б) О почетном гражданине, меценате, промышленнике В.Колбине
3. Продолжить сбор материалов о челябинцах Героях Советского Союза
1. Луценко В.Д.
2. Ковалев A.M.
13
3. Шокуров А.А.
4. Медяков В.Д.
4. Сбор материалов о промышленных предприятиях Челябинска
ЧЭМК
ЧТЗ
ЧМК
завод имени Колющенко
5. Поиск материалов об истории учебных заведений Челябинска
ЧГПУ
ЮУРГУ
ЧЕЛГУ
• Академия культуры
• Академия физической культуры
5. Краеведческая игра для детей «Знай и люби Челябинск»
Тема II. Исследовательская работа - 180 часов
1 .Работа в городском и областном архивах
Работа в архивах промышленных предприятий Челябинска
Изучение спортивных достижений челябинских спортсменов
Работа в музеях г.Челябинска
Работа на базе Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека
ЧелГУ
Изучение материалов библиотек г.Челябинска
а) Областная публичная библиотека
б) Библиотека имени Пушкина
в) Библиотека имени Маяковского
6. Изучение истории культурных центров Челябинска
а) Театр Оперы и балета
б) Драмтеатр
в) кукольный театр
г) концертный зал имени Прокофьева
д) картинная галерея
Тема III. Культурно-массовая работа, работа с ветеранами — 24 часа
1 .Провести встречу и поздравить ветеранов В.О. войны
с Днем Защитника Отечества
с Днем Победы
2. Подготовить и провести беседы
а) к 65 годовщине формирования Уральского добровольческого танкового
корпуса
б) «Ордена и медали» к 23 февраля
14
в) «Этот праздник со слезами на глазах» к 9 мая
г) Классный час «Вечная слава Героям»
д) Классный час «Дети и война»
Тема IY. Экскурсионная деятельность - 50 часов
Знать навыки работы археолога, проводить археологические разведки, участвовать в
составе археологических экспедиций. Проводить экскурсии для учащихся школы и
гостей по следующей тематике:
Обзорная экскурсия «Город, которого не было на карте»
Памятники Челябинска
а) Памятник «Орленок»
б) Памятник Гусарову В.Н.
в) Памятник-танк ИС-3 (Комсомольская площадь)
г) Памятник И.Я.Трашутину
д) Памятник миномету-катюше
е) Памятник добровольцам-танкистам
ж) Памятник доблестным сынам Отечества
з) Памятник «Скорбящей матери»
Наш город в годы Великой Отечественной войны
История нашей школы
Женщина на войне
Ордена и награды Великой Отечественной войны
Наши земляки - участники В.О. войны
История челябинского телевидения
Итого: 324 часа
2.3 Условия
реализации
программы
(материально-техническое
обеспечение)
Материально-техническое обеспечение программы включает следующее:
№
Наименование
Количество
1.Витрины музейные
8
2.Витрина выставочная
1
(для манекенов)
3.Жалюзи (комплект)
1+1
4.Парта
1
5.Шкаф
1
6.Манекен
1
7.Ноутбук
1
8.Принтер
1
9.
Фонды музея, экспонаты
Количество
15
10.
Стенды по истории Калининского района
11.
«Символы (герб, флаг, гимн) России CD-диск
12.
Тексты экскурсий по музею
13.
Вопросы и задания для проведения краеведческих викторин и
конкурсов;
пополняетс
я
3
1
3
5
Использование интернет-технологий при проведении занятий.
Сайты школьного музея в сети интернет
14.
Информационное обеспечение:
15.
- портал «Музеи России»: http://www.museum.ru;
- сайт Государственного исторического музея Южного Урала:
http://www.chelmuseum.ru;
- сайт «Археология Южного Урала»: http://www.sudarh.ru;
- сайт музея «Народы и технологии Южного Урала» (Южно-Уральский
Государственный университет): https://www.susu.ru/ru/campuslife/culture/muzey-narody-tehnologii-urala;
- сайт музея археологии и этнографии (Челябинский государственный
университет): http://www.csu.ru/science/archaeology-and-ethnographymuseum/Museum%20of%20Archaeology%20and%20Ethnography%20of%20CSU
.aspx;
- сайт Челябинского государственного историко-культурного
заповедника «Аркаим»: http://www.arkaim-center.ru.
16
2
2.4.
Формы аттестации (промежуточной и итоговой)
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: входной,
текущий и итоговый.
Входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с учащимися с
целью введения их в мир музейной работы, правил правильной организации рабочего места,
санитарии, гигиены и безопасной работы.
Текущий контроль включает в себя игры, практики, музейно-фондовую работу и др.
Итоговый контроль осуществляется в форме исследовательской деятельности.
Освоение отдельной части программы сопровождается промежуточной аттестацией
учащихся.
Целью проведения промежуточной аттестации является объективное установление
фактического уровня освоения отдельной части программы.
Форма промежуточной аттестации учащихся: практика проектной деятельности
Формы аттестации по программе имеют следующее содержание:
Форма контроля/
аттестации
Содержание
Беседа
Целенаправленное общение с учащимися на
заданную тему.
Игра
Сюжетно-ролевая игра с элементами беседы
Репетиция
Практика проектной
деятельности
Исследовательская
деятельность
Практика
Проведение репетиционных мероприятий по
экскурсиям
Способность проецировать изменения
действительности во имя улучшения жизни,
соотнесение личных интересов с общественными,
предложение новых идей для решения жизненных
проблем
Обобщение изученного материала.
Отработка полученных теоретических знаний
Музейно-фондовая работа Соответствующая деятельность по подготовке
документации.
Работа с источниками
Обобщённое представление по полученной
информации.
Оценочные материалы
Оценочные материалы включают в себя перечень диагностических методик для
определения достижения учащимися планируемых результатов программы. Оценочная
система связана с уровнями освоения содержания программы – высоким, средним и ниже
среднего:
-высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, учащийся имеет
высокие достижения;
-средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных
ошибок;
17
-ниже среднего – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные
ошибки в теоретических и практических заданиях.
Форма контроля/
аттестации
Беседа
Критерии оценки
Система оценки
Прослушал беседу- 1 балл
Ответил на 1-3 вопроса по ходу
беседы – 2 балла
Включение в беседу, сам задал
вопросы по ходу беседы- 3 бала
1 балл –
ниже среднего;
2 балла –
средний;
3 балла –
высокий
Игра
Выполняет задания с подсказкой- 1 1 балл –
балл
ниже среднего;
Выполняет задания с энтузиазмом, 2 балла –
но делает ошибки 2 балла.
средний;
Становится лидером в игре,
3 балла –
организует других, правильно
высокий
отвечает на вопросы – 3 балла
Репетиция
Занял 1-2 место в областной,
1 балл –
межрегиональной конкурсе, стал
ниже среднего;
лауреатом в городском конкурсе- 3 2 балла –
балла
средний;
Занял 1-3 место в городском
3 балла –
конкурсе, поучаствовал в
высокий
областном, межрегиональном
конкурсе – 2 балла
Поучаствовал в городском,
районном конкурсе – 1 балл
Практика
Может объяснить цель, задачи
1 балл –
проектной
своей работы, основные идеи,
ниже среднего;
деятельности получил сертификат участника
2 балла –
конференции – 1 балл.
средний;
Раскрывает тему работы,
3 балла –
осуществил исследование в работе высокий
с помощью педагога или
родителей, смог ответить на
вопросы по теме, получил 3 место 2
балла.
Раскрывает тему работы, провел
исследование, сам провел
исследование, проанализировал его
результаты, смог ответить на все
вопросы, занял 1-2 место - 3 балла
Исследовательска Может объяснить цель, задачи
5 критериев – высокий
я деятельность своей работы, основные идеи,
4-3 – средний
получил сертификат участника
2 и менее – ниже среднего
конференции – 1 балл.
Раскрывает тему работы,
осуществил исследование в работе
с помощью педагога или
родителей, смог ответить на
вопросы по теме, получил 3 место 2
18
балла.
Раскрывает тему работы, провел
исследование, сам провел
исследование, проанализировал его
результаты, смог ответить на все
вопросы, занял 1-2 место - 3 балла
Практика
Может выполнить практическую
работу только с подсказкой -1 балл
Распределил время и смог
справиться сам с практической
работой в мастерской – 2 балла
Полностью дома выполнил задание
– 3 баллов
МузейноВыполняет задания с подсказкой- 1
фондовая работа балл
Выполняет задания с энтузиазмом,
но делает ошибки 2 балла.
Становится лидером, организует
других, правильно отвечает на
вопросы – 3 балла
Работа с
Организовал поиск источников – 1
источниками балл
Проанализировал полученную
информацию и с делал вывод – 2
балла
Оставил самостоятельный конспект
работы с источниками
1 балл –
ниже среднего;
2 балла –
средний;
3 балла –
высокий
1 балл –
ниже среднего;
2 балла –
средний;
3 балла –
высокий
1 балл –
ниже среднего;
2 балла –
средний;
3 балла –
высокий
Результаты по реализации программы отражаются в следующих таблицах:
Протокол промежуточной аттестации «Музей истории Калининского района»
по программе «Музейное дело»
Учебный год:
Дата проведения:
Учебный год:
Дата проведения:
№ п/п
Ф.И. учащегося
Год обучения
ПО ПO ИТОГАМ АТТЕСТАЦИИ
окиВысокий (В) уровень (чел)
Ср Средний (С) уровень (чел)
НННиже среднего (Н) уровень (чел)
В
Итого чел.
ПО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Пе Переведено на следующий год (чел)
Д
П
Допущено к итоговой аттестации (чел)
Подпись педагога
19
Результат аттестации
2.4. Методические материалы
Программа
разработана
на
основе
следующей
нормативно-
правовой базы:
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29 декабря
2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467
«Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г. № 16);
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разно уровневые программы) /
Приложение к письму Министерства образования и науки РФ №09-3242 от
18 ноября 2015г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29
декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 22 мая
2019 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
20
дополнительного образования детей».
Методический комплекс, использованный при написании программы, взят из
авторской программы кружка «Школьный музей» Автор: Щелухина Анна Сергеевна,
учитель истории высшей квалификационной категории, руководитель школьного музея.
Для данной программы характерны следующие аспекты:
•
комплексный подход к обучению, предполагающий формирование творческой
личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения;
•
последовательность и системность в построении и изложении содержания
программы;
•
принцип уровневой дифференциации обучения в зависимости от возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся;
•
принцип научности (использование средств психолого-педагогической
диагностики, а также различных методов и приемов в рамках здоровьесберегающих
мероприятий);
•
компетентностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания
учащихся;
•
большая роль воспитательного аспекта;
•
применение исследовательских видов деятельности (участие учащихся научно исследовательскими работами, написание рефератов).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с
основными педагогическими принципами.
Технологическую основу программы образует система организационных форм и
методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей
школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у
учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных
занятий.
Направления деятельности:
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной
экспозиции.
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более
эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме
отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и
педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
лекции; экскурсии;
консультации;
встречи с интересными людьми;
21
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение школьных музеев и музеев города и области;
оформление выставок, обновление экспозиций;
встречи с ветеранами войны.
2.5. Литература
1.
Ванцалова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000.
№ 5.
2. Великовская Г.В. Мы моделируем музей. (Сборник трудов). М., 1997.
3. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного
учреждения. Краснодар, 2001.
4. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого
музея в свете современных теорий научного познания// Музей в
современном мире: Новаторство. Труды. ГИМ. Вып. 104 М. 1999.
5. Столяров Б. Музейная педагогика: История и современность.//
Народное образование. 2001. № 5.
6. Документационное
обеспечение
деятельности
музея
образовательного
учреждения:
учебнометодическое
пособие-ч.2, 2 изд./авт.сост.: А.А. Бунова, К.П. Коклина, А.А.
Лукиных, О.А. Черепанова.- Челябинск: МБОУ ДПО
УМЦ,2012.-40 с.
7. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших
классов опыту самостоятельной творческой деятельности
путем особой организации научно-исследовательской работы
в музее // Образовательная деятельность художественного
музея. Вып.VI.СПб.,2000.
8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как
новая
научная
дисциплина:
Сборник
«Культурнообразовательная деятельность музеев». - М., 1997.
9. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 8
декабря 2009 г. № 842 «Об утверждении Единых правил
организации
формирования,
учета,
сохранения
и
использования музейных предметов и музейных коллекций,
находящихся в музеях Российской Федерации» Об
утверждении единых правил организации, формирования,
учета. Сохранения и использования музейных предметов и
музейных предметов, находящихся в музеях и музейных
коллекциях РФ
10. Челябинск. История моего города. Челябинск, ЧГПУ, 1999.
11. Российский сплав.
ЧЭМК. Южноуральское книжное
издательство, 2001.
22
12. Подтяжкин Э.А.,
Алундовый завод, ЗАО Челябинская
межрайонная типография, 2003.
13. Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации
отечественного образования // Вестник Северо-Западного
отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003.
14. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре:
Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и
родителей.- М.: АРКТИ,2006.- 80 с.
15. Организация
учебно-исследовательской
деятельности
школьников в системе дополнительного образования
(Пособие
для
руководителей
археологических
и
краеведческих объединений) / Сост. Н.П. Салугина, И.Н.
Васильева, С.Н. Торопынина.- информационно- издательская
служба Самарского дворца детского и юношеского
творчества, 2007.-64 с.
16. Описание вещественных музейных предметов .Методическое
пособие./сост Ольшевская Г.К., Брюшкова Л.П., Годунова
Л.Н.. Арапова Л.И. .М., ГЦМСИР,2011.-150 с.
17. Памятка по организации комплектования материалов и их
включению в фонды музеев исторического профиля/сост. Е.В.
Денисова ( Белова), н.с. лаборатории музееведения ГЦМСИР
,ред. В.Н. Цуканова с.н.с. лаборатории музееведения
ГЦМСИР, к.и.н.-М.:ГЦСМИР, 2011.-52 с.
18. Эффективность музейных экспозиций(выставок) и методика
ее измерения (методическое пособие). /сост. Г. К.Ольшевская,
зав.лабораторией
музееведения
Государственного
центрального музея современной истории России, к.и.н..М.:ГЦСМИР, 2011.-20 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Мой город — Челябинск. Учебное пособие для 3,4 кл. г. Челябинск,
2001г.
2. Челябинск-2000: Время и люди
Фотоальбом
Челябинск ТО «Каменный пояс»
3. Челябинск в разных измерениях. Челябинское Южно-Уральское
книжное издательство, 1986г.
3. Наш дом Южный Урал, Челябинск, 2005г.
4. «Прошлое не предавать забвению», Путешествие по Челябинской
области. Челябинск, 1994г.
23
5. Памятники истории Челябинской области. Челябинское ЮжноУральское книжное издательство, 1990г.
6. В бой- с Урала. Челябинское Южно-Уральское книжное
издательство, 1990г.
7. Память Челябинских улиц. Челябинское Южно-Уральское
книжное издательство, 1988г.
24
25
4. «Энциклопедия «Челябинск» 2000.
10.Челябинская история моего города. Челябинск, ЧГПУ, 1999г. 11
.Челябинская история моего города. Челябинск,
Абрис, 2006г. 12.Российский
сплав:
ЧЭМК. Челябинское ЮжноУральское
книжное издательство, 1990г. 13.
13. Челябинская область в фотографиях 1900-1920гг.
14. Челябинск
ТО «Каменный пояс». Челябинская
область
в фотографиях 1920-1940гг.
15. Челябинск, «Каменный пояс».
Врата
Рифея,
Москва, 1997г.
16. Музеи образовательных
учреждений
г.
Челябинска.
Администрация г. Челябинска, Управление по делам
образования г. Челябинска, Челябинск, 2000.-, 56 с.
26
27
28