Положение о дополнительном образовании обучающихся в
Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №154 г.
Челябинска»
1.
Общие положения
1.1 Положение о дополнительном образовании обучающихся МАОУ
«СОШ №154 г. Челябинска» разработано в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от
09.11.2018г. № 196, Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.43172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей», Рекомендациями Минпросвещения
России по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания,
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий от 07.05.2020 №
ВБ976/04, Уставом МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска».
1.2. Дополнительное образование обучающихся в МАОУ «СОШ № 154
г. Челябинска» создано в целях реализации процесса становления и
разностороннего развития личности обучающегося в разнообразных
развивающих средах. Дополнительное образование обучающихся является
равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования,
удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
1.З Основными задачами дополнительного образовании являются:
обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда, обучающихся в возрасте преимущественно от 7 до
18 лет в их свободное (внеучебное) время;
адаптация к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга;
удовлетворение потребности детей в занятиях физической
культурой и спортом.
1.4
Деятельность МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» в рамках
дополнительного образования обучающихся строится на принципах
гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного
выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации
образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.5. Объединения дополнительного образования обучающихся
создаются, реорганизуется и ликвидируется приказом директора в
соответствии с муниципальным заданием на календарный год.
1.6. Руководителем
системы
дополнительного
образования
обучающихся в Учреждении является заместитель директора по
воспитательной работе, который организует работу объединений
дополнительного образования обучающихся и несет ответственность за
результаты его деятельности.
1.7. Содержание дополнительного образования обучающихся МАОУ
«СОШ № 154 г. Челябинска» определяется образовательными программами
дополнительного образования.
1.8. Прием
обучающихся
в объединения
дополнительного
образования осуществляется на основе заявлений родителей (законных
представителей) обучающихся.
1.9. Структура системы дополнительного образования обучающихся
МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» определяется целями и задачами
дополнительного
образования
в
Учреждении,
количеством
и
направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ
и включает следующие компоненты: творческие объединения, кружки,
музей, спортивные секции.
1.10. Кадровый
состав,
реализующий
дополнительные
общеразвивающие программы дополнительного образования, формируется
в соответствии с запросом родителей (законных представителей) на услуги
дополнительного образования и может меняться в связи с производственной
необходимостью.
2. Содержание образовательного процесса в
дополнительном образовании
2.1. Деятельность объединений дополнительного образования
обучающихся
осуществляется
на
основе
дополнительных
общеразвивающих программ, утвержденных директором школы.
2.2. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются по
следующим направленностям:
- художественной;
- физкультурно-спортивной;
- туристско — краеведческой;
- технической
- социально-педагогической.
2.3. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной
тематической направленности или комплексным (интегрированным)
программам.
2.4. Содержание образовательной программы, формы и методы ее
реализации, численный и возрастной состав объединения определяются
педагогом дополнительного образования самостоятельно, исходя из
образовательных и воспитательных задач, материально-технических
условий, санитарно-гигиенических норм, психолого-педагогической
целесообразности и отражается в пояснительной записке к программе.
2.5. Педагоги дополнительного образования могут пользоваться
примерными (рекомендованными Министерством образования РФ)
программами,
самостоятельно
разрабатывать
программы
и
соответствующие приложения к ним, либо использовать программы других
учреждений дополнительного образования детей.
З. Организация образовательного процесса
3.1.
Наполняемость детских объединений дополнительного
образования МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» по направленностям:
1) художественная направленность — 10 -30 человек;
2) туристско-краеведческая направленность — 10-25 человек;
З) физкультурно-спортивная направленность — 10-15 человек;
4) социально-педагогическая направленность — 10-30 человек.
3.2. В соответствии со спецификой образовательной программы
занятия могут проводиться как со всем составом объединения, так и по
подгруппам или индивидуально.
3.3. Продолжительность занятий составляет 30-40 мин, их количество
определяется в соответствии с направленностью образовательной
программы и педагогической нагрузкой педагога.
3.4. В соответствии с программой педагог дополнительного
образования может использовать разные формы образовательновоспитательной деятельности: аудиторные занятия, практикумы, экскурсии,
концерты, выставки, и другие.
3.5. При реализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий могут быть
использованы: образовательные технологии (мастер-классы, развивающие
занятия, тренировки, конференции и другие активности, проводимые в
режиме реального времени при помощи информационных систем),
возможности
электронного
обучения
(формирование
подборок
образовательных, просветительских материалов, онлайн тренажеров,
представленных на сайте Министерства просвещения РФ для
самостоятельного использования обучающимися), бесплатных Интернетресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, а также организаций,
предоставивших доступ к музейным, культурны и архивным фондам,
ресурсов средств СМИ.
3.6. В дистанционном режиме могут быть организованы:
-занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;
-творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением
выполненных обучающимися работ;
-занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с
дистанционной передачей видеозаписей упражнений;
-спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного
присутствия.
3.7. Для реализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, педагоги
дополнительного
образования
обеспечивают
проведение
ранее
запланированных мероприятий в дистанционном режиме, в том числе могут
объединять несколько групп в рамках одного мероприятия, ведут учет
дистанционной активности в объединениях дополнительного образования.
3.8. Зачисление обучающихся в объединения дополнительного
образования МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» осуществляется на срок,
предусмотренный для освоения программы, в том числе в период
применения дистанционных образовательных технологий.
3.9. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, студия,
ансамбль, театр и др.). В работе объединения по согласованию с педагогом
могут принимать участие родители (законные представители) обучающихся
без включения их в списочный состав.
3.10. Каждый обучающийся МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» имеет
право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять
направление обучения на основании личного заявления.
3.11. Учебный год в объединениях дополнительного образования детей
начинается с сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время
каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом. В период
летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это
предусмотрено программой) в форме экскурсий, тематических мероприятий,
походов, соревнований, работы творческих групп.
3.12. Занятия в объединениях дополнительного образования МАОУ
«СОШ № 154 г. Челябинска» проводятся согласно расписанию, которое
составляется в начале учебного года заместителем директора по
воспитательной работе и может изменяться в течение учебного года с учетом
определения наиболее благоприятного режима труда и отдыха
обучающихся. Расписание утверждается директором МАОУ «СОШ № 154 г.
Челябинска».
3.13. Педагог дополнительного образования МАОУ «СОШ № 154 г.
Челябинска» регулярно заполняет журнал дополнительного образования в
системе АИС «Сетевой город. Образование», в котором отмечает дату и тему
занятия, посещаемость обучающимися занятий.
3.14. Педагогу дополнительного образования рекомендуется совместно
с обучающимися вести портфолио детского объединения как форму учета
достижений детского объединения.
4. Структура дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
4.1
Структура
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы:
1) титульный лист — структурный элемент программы,
представляющий:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена программа;
- название, направленность, срок реализации программы; возраст детей;
- ФИО, должность автора (авторов), квалификация; - год
разработки;
2) Раздел 1 «Основные характеристики программы»
2.1 .Пояснительная записка — структурный элемент программы,
отражающий:
-направленность программы;
-актуальность и новизна;
-практическая значимость;
-цель и задачи (обучающие, развивающие, воспитательные)
программы;
-количество часов, на которое рассчитана программа;
-возраст обучающихся;
-сроки реализации программы;
-режим занятий;
-форму организации образовательного процесса;
2.2. Содержание программы структурный элемент программы,
включающий в себя:
-учебный план по годам обучения, содержащий наименование
разделов и тем, их последовательность и общее количество часов (с
указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм
контроля).
При составлении программ могут предусматриваться как аудиторные
так и внеаудиторные занятия. Могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционное обучение.
2.3. Планируемые результаты. Формулируются с учетом цели и
содержания программы и определяют основные знания, умения и навыки, а
также компетенции, личностные, метапредметные и предметные
результаты, приобретаемые обучающимися в процессе освоения программы.
З) Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
З. Календарный учебный график, содержащий комплекс основных
характеристик образования и определяющий даты начала и окончания
учебных периодов, количество учебных недель, сроки контрольных
процедур, организованных выездов и т.д.
3.2. Условия реализации программы.
3.3. Формы аттестации и контроля.
3.4. Оценочные материалы.
3.5. Методические материалы.
3.6. Список литературы:
-литературы, используемой педагогом;
-литературы, рекомендуемой для детей и родителей по данной
программе.
5. Оценка качества работы дополнительного образования
5.1 Контроль эффективности работы объединений дополнительного
образования в МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» осуществляется
заместителем директора по воспитательной работе последующим
показателям:
- реализация содержания дополнительных общеобразовательных
программ.
уровень овладения педагогами дополнительного образования
формами и методами организации деятельности обучающихся.
- результаты работы (индивидуальные, коллективные) по развитию
способностей обучающихся;
участие коллектива и отдельных обучающихся
конкурсах, олимпиадах разного уровня.
в соревнованиях,
6. Срок действия
6.1. В случае изменения законодательства Российской Федерации в
области образования и (или) Устава МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»
настоящее положение может быть изменено (дополнено).
6.2. Изменения в настоящее Положение считается вступившими в
силу с даты его утверждения директором.