СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………3
2. Общая характеристика курса…………………………………………………………………………………………...5
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса………………………………………………………....8
4. Формы подведения итогов освоения программы……………………………………………………………………..10
5. Учебно-тематические планы…………………………………………………………………………………………...11
6. Библиографический список…………………………………………………………………………………………….30
7. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………………………………….31
2
Пояснительная записка
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое
место. Актуальность данной программы обусловлена тем, что она направлена на формирование и развитие у
воспитанников таких физических данных, как подвижность выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных
данных: гибкости, пластичности, танцевального шага и т.п. Развивается также и познавательный интерес. Умело
подобранные упражнения (пляски, игры) воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру,
углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. В образовательном процессе
главная роль отводиться эстетическому воспитанию. Прививая с ранних лет любовь к искусству танца, к музыке,
педагог работает над формированием гармонично развитой личности, учит ребенка запоминать, систематизировать
полученные умения и навыки. Кроме того, осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, ребенок
прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и упорство.
Таким образом, данная образовательная программа направлена на развитие гармонично и всесторонне развитой
личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевальноисполнительского мастерства; развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей, что и
определяет художественно-эстетическую направленность дополнительной образовательной программы.
Новизна данной программы состоит в том, что значительное внимание уделяется средствам современной
хореографии.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования
ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танцевальное искусство подразумевает развитие
чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и
3
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. При помощи хореографии
организм получает физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии
движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Занятия танцем формируют правильную осанку.
Цель: развитие творческих способностей ребенка средствами современного и историко-бытового танца.
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию ребенка, формировать осанку, правильное дыхание, эластичность
мышц, подвижность и т.д.
2. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение.
3. Учить понимать язык музыки и выражать его в танце.
4. Развивать у детей творческое начало, уметь применять элементы современного танца в импровизации.
5. Обучать основам этикета, красивым манерам.
Обучение рассчитано на четыре года.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм проведения
занятий.
4
Фронтальная: организация занятия со всем классом.
Индивидуальная: отработка хореографических умений и навыков с одним воспитанником (основной формой
организации образовательного процесса является занятие солистом или воспитанником, по какой-либо причине не
освоившим программу);
Групповая: в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно разработать
импровизацию
на
заданную
тему,
составить
композицию
танца.
Режим занятий
Первый год — освоение азов ритмики, азбуки музыкального движения, элементов классического танца,
несложных элементов историко-бытового танца.
Второй год — совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса,
современного танцевального направления и историко-бытового танца.
Третий год — совершенствование полученных знаний. Предполагается специализированные занятия для детей,
проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно
осваивают репертуар.
Четвертый год – совершенствование полученных знаний. Предполагается специализированные занятия для
детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно
осваивают репертуар.
Программа рассчитана четырехлетнее обучение физически здоровых детей от 7 до 15 лет, которые
объединяются в классы с 1 по 8.
Занятия проводятся в 1 классах — 2 разa в неделю по 35минут (второй полугодие по 40 минут), во 2 классах — 2
5
разa в неделю по 45 минут, в 3 классах — 1 раз в неделю по 45 минут, в 4 классах – 1 раз в неделю 45 минут, в 7
классах 3 раза в неделю по 45 минут (программа третьего года обучения)
Каждый год обучения предполагает освоение учащимися определенных умений, навыков и сведений по
хореографии.
Общая характеристика курса
Тип программы: модифицированная.
Вид программы: интегрированная.
Продолжительность освоения программы: 4 года.
Возрастной диапазон: 7-15лет.
Уровень освоения: углубленный.
Направление развития личности: общекультурное.
Вид: художественное творчество
Форма организации образовательного процесса:
– фронтальная
– групповая, индивидуальная.
В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы:
1.
личностно-ориентированного
подхода
(предполагает
отношение
к
ребенку
как
к
личности,
индивидуальности, ориентирует на сохранение и развитие самобытности ребенка, на поддержку процессов
саморазвития, самовоспитания);
6
2. природосообразности (предполагает учет важнейшего правила воспитания - принимать ребенка таким, какой
он есть; опору на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований);
3. культуросообразности (предполагает приобщение учащихся к истории развития танцевального искусства,
культуре России и родного края);
4. систематичности и последовательности в овладении хореографическими умениями и навыками;
5. сотрудничества, сотворчества, ответственности.
6. сознательного овладения учащимся хореографическими знаниями, умениями и навыками.
Педагогические технологии (формы, методы), применяемые в ходе реализации образовательной
программы
При организации образовательного процесса используются следующие педагогические технологи:
По подходу к ребенку:
1.Личностно-ориентированные технологии (обеспечение комфортности, бесконфликтности, безопасных условий
развития личности, реализации ее природного потенциала, обращение к опыту ее собственной жизнедеятельности, т.е.
разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка).
2. Гуманно-личностные технологии (направленность на поддержку личности, на положительное, центрация на
успехе, на добрых делах, открытая демонстрация уважения и значимости ребенка, вера в доброе начало своего
воспитанника).
7
По преобладающему методу:
1.Репродуктивные технологии.
Методы репродуктивной технологии:
– Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, лекция, иллюстрация).
Деятельность педагога: сообщение готовой информации с помощью слов и наглядности;
Деятельность учащихся: восприятие, осознание, запоминание информации.
– Побуждающие репродуктивные: (упражнение, практическая работа).
Деятельность педагога: организует и побуждает работу учащихся в целях формирования умений и навыков;
Деятельность учащихся: неоднократное воспроизведение сообщенных знаний, практическое освоение изучаемых
элементов.
2.Технологии проблемного обучения (учащиеся добывают субъективно новые знания в процессе творческой
деятельности).
3. Игровые технологии (учащиеся воссоздают и усваивают танцевальные движения, хореографические
композиции посредством игровой деятельности – игровые приемы и ситуации, театрализация, импровизация,
состязательность)
8
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Требования к метапредметным результатам:
1. Универсальные учебные умения:
– самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой;
– находить межпредметные связи;
– осмысленно и творчески передавать содержание изученного материала в движениях;
– ставить перед собой цели и задачи и достигать их;
– самостоятельно организовывать свою работу на уроке;
– составлять маленькие этюды на основе изученного материала;
– выражать свои мысли устно и в танце.
2. Уровень развития познавательных процессов:
– наблюдательность;
– осмысленное запоминание увиденного материала;
– скорость освоения нового материала
– развитое произвольное внимание.
Требования к результатам личностного развития:
1. Мотивационные характеристики:
– мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу;
9
– устойчивый интерес к истории изучаемых предметов.
2. Коммуникативные характеристики:
– речевая культура;
– коммуникативные качества (умение вести диалог в танце, устанавливать контакт со зрителем);
– умение дружить;
– умение и желание помогать одноклассникам и другим людям;
– умение общаться и работать в коллективе.
3. Волевые и деятельностные характеристики:
– ответственность;
– прилежание, аккуратность, исполнительность, трудолюбие;
– целеустремлённость, проявление инициативы;
– волевые качества при столкновении с трудным материалом, старательность;
– умение самостоятельно планировать и организовывать своё время.
4. Индивидуальное развитие:
– умение осознавать свои индивидуальные способности для дальнейшего их развития.
Таким образом, у учащихся должны быть сформированы следующие основные компоненты учебной
танцевальной деятельности:
– достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
– соответствующее возрастным нормам развитие познавательной сферы;
– достаточно развитое мышление.
10
– сформированный контроль и самоконтроль;
–
положительная самооценка.
Формы подведения итогов освоения программы: выступление на мероприятиях и участие в творческих
конкурсах школьного, районного, городского уровней:
«День учителя»
Конкурс «Линия танца»
Концерт для мам
«Новогодние представления»
«23 февраля»
«8 марта»
Фестиваль искусств «Хрустальная капель»
Оценивая результат практической работы, а именно выступления учащихся, опираются на такие критерии:
качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и
самостоятельность сочиненных комбинаций.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе
проводится контроль:
промежуточный – контрольное занятие в конце четверти,
итоговый - показательные выступления, участие в концертах и конкурсах.
11
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№
п/п
Раздел
Общее
кол-во
часов
1.
2.
Количество часов
Теория
Практика
I Раздел «Ритмика»
8
1
7
Вводное занятие. Урок-беседа: знакомство с предметом
1
1
Вид деятельности
познавательная
«Хореография», инструктаж по ТБ
3.
Разминка « Танец охотников»
1
1
художественно-творческая
4.
Разминка «Танец охотников»
1
1
художественно-творческая
5.
Построение: по линиям, круг
1
1
художественно-творческая
6.
Построение: змейка, шахматы, хоровод
1
1
художественно-творческая
7.
Ритмический рисунок (хлопки):2/4, 4/4, ѕ
1
1
художественно-творческая
8.
Дирижирование: 2/4, 4/4, ѕ
1
1
художественно-творческая
9.
Итоговое занятие
1
1
художественно-творческая
10.
II раздел «Постановочная и репетиционная работа»
11. Упражнение для улучшения эластичности плечевого
9
1
8
1
1
спортивно-оздоровительная
1
1
спортивно-оздоровительная
1
1
спортивно-оздоровительная
сустава и подвижности плечевых суставов
12. Упражнения для улучшения подвижности суставов
позвоночника
13. Упражнения для улучшения подвижности
12
тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра
14. Упражнение для улучшения подвижности коленных
1
1
спортивно-оздоровительная
1
1
спортивно-оздоровительная
16. Упражнения для исправления осанки
1
1
спортивно-оздоровительная
17. Упражнения для развития ног. Прыжки со скакалкой
1
1
спортивно-оздоровительная
18. Урок-беседа: знакомство с предметом «Хореография»,
1
суставов
15. Упражнение для улучшения подвижности
голеностопного сустава и эластичности мышц голени и
стопы
художественно-творческая
1
инструктаж по ТБ
19. Итоговое занятие
художественно-творческая
1
1
17
17
1
1
художественно-творческая
1
1
художественно-творческая
23. Battementtendus изI,IIпозиции в сторону, вперёд, назад
1
1
художественно-творческая
24. Battementtendus изI,IIпозиции в сторону, вперёд, назад
1
1
художественно-творческая
25. Повторение пройденного материала
1
1
художественно-творческая
20.
III раздел «Элементы классического танца»
21. Позиции ног: I,II,III,V
Позиции рук: подготовительное положение: I,II,III
Demi-plie: поI, II, III позициям
22. Позиции ног: I,II,III,V
Позиции рук: подготовительное положение: I,II,III
Demi-plie: поI, II, III позициям
13
Passé parterre 1
1
1
художественно-творческая
27. Demi rond de jambe par terre- лицом к станку
1
1
художественно-творческая
28. Повторение пройденного материала
1
1
познавательная
29. Знакомство с великими балеринами русского балета
1
1
художественно-творческая
30. Итоговое занятие.
1
1
художественно-творческая
31. Повторение пройденного материала
1
1
художественно-творческая
32. Положение ног и surlecou-de-pied
1
1
художественно-творческая
33. Положение ног и surlecou-de-pied
1
1
художественно-творческая
34. Положение ноги surlecou-de-pied
1
1
художественно-творческая
35. Положение ноги surlecou-de-pied
1
1
художественно-творческая
36. Releves с Demi- plie
1
1
художественно-творческая
37. Итоговое занятие
1
1
художественно-творческая
26. Passé parterre;
Demi rond de jambe par terre
Содержание программы (1 год обучения)
Содержание
программы
представлено
основными
– «Ритмика»
– «Элементы классического танца»
–
«Постановочная и репетиционная работа»
14
тематическими
разделами:
«Ритмика» — музыкально-ритмическое развитие учащихся;
«Элементы классического танца» — работа над постановкой рук, ног, корпуса, головы. Построенные по
степени усложнения упражнения подготавливают к исполнению более сложных движений, к увеличению физической
нагрузки;
«Постановочная и репетиционная работа» — подбор репертуара с учетом возрастных особенностей учащихся,
который позволяет, в свою очередь, развивать у детей творческую инициативу, воображение, умение передать музыку
и содержание образа движением.
Тема 22
Повторение пройденного материала
Passé parterre - проведение ноги вперёд и назад черезI позицию
Тема 23
Passé parterre - проведение ноги вперёд и назад через I позицию
Demi rond de jambe par terre- лицом к станку
Тема 29
Положение ног и surlecou-de-pied- спереди и сзади (основные положения) Вначале изучается положение
открытой ноги в сторону, по усвоению – из положения ноги вперёд и назад
Тема 30
Положение ног и surlecou-de-pied- спереди. Изучается из положения ноги, открытой в сторону из II позиции
Тема 31
Положение ноги surlecou-de-pied- спереди и сзади (основные положения) Вначале изучается из положения
15
открытой ноги в сторону, по усвоению – из положения ноги вперёд и назад
Тема 32
Положение ноги surlecou-de-pied – спереди. Изучается из положения ноги, открытой в сторону из II позиции
Тема 33.
Releves - на полупальцы в I, II, III позиции, с вытянутых ног с Demi- plie.
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№
п/п
Раздел
1.
I Раздел «Ритмика»
Общее
кол-во
часов
Количество часов
Теория
Практика
7
1
6
1
Вид деятельности
2.
Вводное занятие. Разминка
1
3.
Построение: по линиям, круг
1
1
художественно-творческая
4.
Построение: змейка, шахматы, хоровод
1
1
художественно-творческая
5.
Ритмический рисунок (хлопки):2/4, 4/4, ѕ
1
1
художественно-творческая
6.
Дирижирование: 2/4, 4/4, ѕ
1
1
художественно-творческая
7.
Дирижирование: 2/4, 4/4, ѕ
1
1
художественно-творческая
8.
Итоговое занятие.
1
1
художественно-творческая
9.
II раздел «Постановочная и репетиционная работа»
10. Упражнение для улучшения эластичности плечевого
9
1
16
1
познавательная
8
1
спортивно-оздоровительная
сустава и подвижности плечевых суставов
11. Инструктаж по ТБ
1
1
спортивно-оздоровительная
12. Упражнения для улучшения подвижности суставов
1
1
спортивно-оздоровительная
1
1
спортивно-оздоровительная
1
1
спортивно-оздоровительная
1
1
спортивно-оздоровительная
16. Упражнения для исправления осанки
1
1
спортивно-оздоровительная
17. Упражнения для развития ног. Прыжки со скакалкой
1
18. Итоговое занятие
1
1
17
17
20. Demi-plie: по V позиции
1
1
художественно-творческая
21. Battementtendus
1
1
художественно-творческая
22. Battementtendus
1
1
художественно-творческая
23. Понятие направлений
1
1
художественно-творческая
1
1
художественно-творческая
позвоночника
13. Упражнения для улучшения подвижности
тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра
14. Упражнение для улучшения подвижности коленных
суставов
15. Упражнение для улучшения подвижности
голеностопного сустава и эластичности мышц голени и
стопы
19.
III раздел «Элементы классического танца»
художественно-творческая
1
художественно-творческая
Endehoretendedans
24. Demi rond de jambe par terre en dehor et en dedans
17
25. Demi rond de jambe par terre en dehor et en dedans
1
1
художественно-творческая
26. Battementtendusjetes
1
1
художественно-творческая
27. Grandplié по I,II,IIIпозициям
1
1
познавательная
28. Итоговое занятие. Анализ
1
1
художественно-творческая
30. Изолированные движения головы
1
1
художественно-творческая
31. Движение плеч
1
1
художественно-творческая
32. Движение бёдрами
1
1
художественно-творческая
33. Движение корпуса
1
1
художественно-творческая
34. Координация движений современного танца
1
1
художественно-творческая
35. Танцевальные комбинации современного танца
1
1
художественно-творческая
36. Итоговое занятие.
1
1
художественно-творческая
29. IV Раздел «Элементы современного танца»
Содержание программы (2 год обучения)
Содержание
программы
представлено
основными
– «Ритмика»
– «Элементы классического танца»
–
«Элементы современного танца»
– «Постановочная и репетиционная работа»
18
тематическими
разделами:
«Ритмика» — музыкально-ритмическое развитие учащихся;
«Элементы классического танца» — работа над постановкой рук, ног, корпуса, головы. Построенные по
степени усложнения упражнения подготавливают к исполнению более сложных движений, к увеличению физической
нагрузки;
«Элементы современного танца» включают в себя элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей,
изолированные движения различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, грудной клетки, тазобедренного
сустава, рук, ног.
«Постановочная и репетиционная работа» — подбор репертуара с учетом возрастных особенностей учащихся,
который позволяет, в свою очередь, развивать у детей творческую инициативу, воображение, умение передать музыку
и содержание образа движением.
Тема 20
Battementtendus:
а) Из позиции в сторону, вперёд, назад
б) С Demi-plie: из V позиции по всем направлениям
Тема 21
Battementtendus:
а) Из позиции в сторону, вперёд, назад
б) С Demi-plie: из V позиции по всем направлениям
Тема 25
Battementtendusjetes: а) С I и V позиции в сторону, вперёд, назад,
19
б) С Demi-plie из I и V позиции в сторону, вперёд, назад
Тема 28
Изолированные движения головы: наклоны, повороты, квадрат, круг, полукруг.
Тема 29
Движение плеч: подъём и опускание, раскрытие, закрытие, полукруг, полный круг, вытягивание плеч
Тема 30
Движение бёдрами:
квадрат, полукруг, покачивание вперёд- назад, покачивание в сторону, двойное
покачивание в сторону
Тема 31
Движение корпуса: прямые наклоны, глубокий наклон вперёд, перегиб
Тема 32
Координация движений: наклоны головы, с одновременным выведением бёдер вперёд и назад, наклоны головы
вправо - влево с покачиванием бёдер вправо - влево, полукруг бёдрами и головой справа налево и слева направо, круг
головой и круги кистями, квадрат головой и бёдрами в одном направлении
Тема 33
Танцевальные комбинации: разминка, полуприседания, четвертные повороты, икс пружина, скольжение,
перекат, двойное покачивание с восьмёркой руками, променад, твист с кругом руками. Буратино, пульсар, кик с
перескоком, шоссе с перескоком, лягушонок, челнок позиции. Тема 34
Движение бёдрами:
квадрат, полукруг, покачивание вперёд- назад, покачивание в сторону, двойное
покачивание в сторону.
20
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№
п/п
Раздел
1.
I Раздел «Элементы классического танца»
Общее
кол-во
часов
Количество часов
Теория
Практика
16
1
15
1
Вид деятельности
2.
Вводное занятие.. Инструктаж по ТБ
1
познавательная
3.
Повторение пройденного материала
1
1
художественно-творческая
4.
Releveles – подъем на полупальцы в Vпозиции, с
1
1
художественно-творческая
1
1
художественно-творческая
1
1
художественно-творческая
вытянутых ног и с Demi-plie
5.
Battement releveslents на 45 град. в сторону, вперёд, назад с
Iи Vпозиции
6.
Battementreleveslents на 45 град. в сторону, вперёд, назад с
Iи Vпозиции
7.
Grandbattementjete сIиVпозиции в сторону, вперёд, назад
1
1
художественно-творческая
8.
Grandbattementjete сIиVпозиции в сторону, вперёд, назад
1
1
художественно-творческая
9.
Passassemble в сторону (лицом к станку)
художественно-творческая
10. Passassemble в сторону (лицом к станку)
художественно-творческая
11. Changement de pied
художественно-творческая
12. Pasassemble в сторону (лицом к станку), Changement de
художественно-творческая
pied
13. Итоговое занятие анализ
художественно-творческая
21
14. Изолированные движения головы: наклоны, повороты,
художественно-творческая
квадрат, круг, полукруг
15. Движения плеч: подъем и опускание, раскрытие,
художественно-творческая
закрытие, полукруг, полный круг, вытягивание плеч
16. Движения бедрами: квадрат, круг, полукруг, покачивание
художественно-творческая
вперёд-назад, в сторону, двойное покачивание в сторону
17. Движения корпуса: прямые наклоны, глубокий наклон
художественно-творческая
вперёд, перегиб
18.
II раздел «Элементы современного танца»
7
7
19. Координация движений современного танца.
1
1
спортивно-оздоровительная
20. Координация движений современного танца.
1
1
спортивно-оздоровительная
21. Танцевальные комбинации современного танца.
1
1
спортивно-оздоровительная
22. Танцевальные комбинации современного танца.
1
1
спортивно-оздоровительная
23. Разучивание этюда на современную тему «Степ»
1
1
спортивно-оздоровительная
24. Разучивание этюда на современную тему «Степ»
1
1
спортивно-оздоровительная
25. Итоговое занятие. Анализ
1
1
спортивно-оздоровительная
26.
III раздел «Элементы историко-бытового танца»
11
1
27. Исторический бальный танец XVIII века.
1
1
28. Исторический бальный танец XVIII века.
1
1
художественно-творческая
29. Исторический бальный танец XVIII века. Вальс
1
1
художественно-творческая
22
10
художественно-творческая
30. «Вальс» - усложнение рисунка
1
1
художественно-творческая
31. Белорусский танец
1
1
художественно-творческая
32. Белорусский танец
1
1
художественно-творческая
33. Итоговое занятие. Анализ
1
1
художественно-творческая
34. Украинский танец
1
1
познавательная
35. Украинский танец
1
1
художественно-творческая
36. Работа в парах
1
1
художественно-творческая
37. Итоговое занятие. Анализ
1
1
художественно-творческая
Содержание программы (3 год обучения)
Содержание
–
программы
представлено
основными
тематическими
разделами:
«Элементы классического танца»
– «Элементы современного танца»
– «Элементы историко-бытового танца»
«Элементы классического танца» — работа над постановкой рук, ног, корпуса, головы. Построенные по
степени усложнения упражнения подготавливают к исполнению более сложных движений, к увеличению физической
нагрузки;
«Элементы современного танца» включают в себя элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей,
изолированные движения различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, грудной клетки, тазобедренного
23
сустава, рук, ног.
«Элементы — историко-бытового танца» знакомят детей с танцами разных эпох.
Тема 17.
Наклоны головы с одновременным выведением бедер вперед и назад, наклоны головы вправо-влево с
покачиванием бедер вправо-влево, полукруг бедрами и головой справа налево и слева направо, круг головой и круги
кистями, квадрат головой и бедрами в одном направлении.
Тема 18.
Наклоны головы с одновременным выведением бедер вперед и назад, наклоны головы вправо-влево с
покачиванием бедер вправо-влево, полукруг бедрами и головой справа налево и слева направо, круг головой и круги
кистями, квадрат головой и бедрами в одном направлении
Тема 19.
Разминка, полуприседание, четвертные повороты, икс, пружина, скольжение, перекат, двойное покачивание с
восьмеркой руками, променад, твист с кругом руками, Буратино, пульсар, кик с перескоком, шассе с перескоком,
лягушонок, челнок.
Тема 20.
Разминка, полуприседание, четвертные повороты, икс, пружина, скольжение, перекат, двойное покачивание с
восьмеркой руками, променад, твист с кругом руками, Буратино, пульсар, кик с перескоком, шассе с перескоком,
лягушонок, челнок.
Темы 24-27.
Исторический бальный танец XVIII века. Краткая характеристика эпохи. Дальнейшее развитие придворного
24
бального танца с использованием и переработкой народных бытовых танцев. Изменение костюмов. Появление
выворотности в ногах. Появление мелких движений, низких прыжков, усложнение движений рук. Основание
«Академии танца в Париже», ее роль в развитии исторического танца. Реверансы и поклоны. Менуэт. Гавот. Жига.
Полонез, как танец следующей эпохи.
Темы 28-29.
Движения из белорусского танца «Лявониха»: основной шаг, па-де-баск, полька с поворотом вправо и влево.
Фигура танца: «ручеек», «звездочки».
Темы 30-33.
Движения украинского танца: «бегунец» - длинный шаг вперед с прыжком с двумя последующими
переступаниями; «припадание» - небольшой шаг в сторону, припадание в перекрещенном положении: направо –
впереди стоит левая нога.
25
Учебно-тематический план (4 год обучения)
№
п/п
Раздел
1.
I Раздел «Элементы классического танца»
Общее
кол-во
часов
Количество часов
Теория
Практика
16
1
15
1
Вид деятельности
2.
Вводное занятие.. Инструктаж по ТБ
1
познавательная
3.
Повторение пройденного материала
1
1
художественно-творческая
4.
Releveles – подъем на полупальцы в Vпозиции, с
1
1
художественно-творческая
1
1
художественно-творческая
1
1
художественно-творческая
вытянутых ног и с Demi-plie
5.
Battementreleveslents на 45 град. в сторону, вперёд, назад с
Iи Vпозиции
6.
Battementreleveslents на 45 град. в сторону, вперёд, назад с
Iи Vпозиции
7.
Grandbattementjete сIиVпозиции в сторону, вперёд, назад
1
1
художественно-творческая
8.
Grandbattementjete сIиVпозиции в сторону, вперёд, назад
1
1
художественно-творческая
9.
Passassemble в сторону (лицом к станку)
художественно-творческая
10. Passassemble в сторону (лицом к станку)
художественно-творческая
11. Changement de pied
художественно-творческая
12. Pasassemble в сторону (лицом к станку), Changement de
художественно-творческая
pied
13. Итоговое занятие анализ
художественно-творческая
26
14. Изолированные движения головы: наклоны, повороты,
художественно-творческая
квадрат, круг, полукруг
15. Движения плеч: подъем и опускание, раскрытие,
художественно-творческая
закрытие, полукруг, полный круг, вытягивание плеч
16. Движения бедрами: квадрат, круг, полукруг, покачивание
художественно-творческая
вперёд-назад, в сторону, двойное покачивание в сторону
17. Движения корпуса: прямые наклоны, глубокий наклон
художественно-творческая
вперёд, перегиб
18.
II раздел «Элементы современного танца»
7
7
19. Координация движений современного танца.
1
1
спортивно-оздоровительная
20. Координация движений современного танца.
1
1
спортивно-оздоровительная
21. Танцевальные комбинации современного танца.
1
1
спортивно-оздоровительная
22. Танцевальные комбинации современного танца.
1
1
спортивно-оздоровительная
23. Разучивание этюда на современную тему «Джаз-фанк»
1
1
спортивно-оздоровительная
24. Разучивание этюда на современную тему «Джаз-фанк»
1
1
спортивно-оздоровительная
25. Итоговое занятие. Анализ
1
1
спортивно-оздоровительная
26.
III раздел «Элементы историко-бытового танца»
11
1
27. Исторический бальный танец XVIII-XIX веков.
1
1
28. Исторический бальный танец XVIII-XIX веков.
1
1
художественно-творческая
29. Исторический бальный танец XVIII-XIX веков. Полонез
1
1
художественно-творческая
27
10
художественно-творческая
30. «Полонез» - усложнение рисунка
1
1
художественно-творческая
31. Итоговое занятие. Анализ
1
1
художественно-творческая
32. Русский танец
1
1
художественно-творческая
33. Молдавский танец
1
1
художественно-творческая
34. Молдавский танец
1
1
познавательная
35. Народная пляска
1
1
художественно-творческая
36. Работа в парах
1
1
художественно-творческая
37. Итоговое занятие. Анализ
1
1
художественно-творческая
Содержание программы (4 год обучения)
Содержание
–
программы
представлено
основными
тематическими
разделами:
«Элементы классического танца»
– «Элементы современного танца»
– «Элементы историко-бытового танца»
«Элементы классического танца» — работа над постановкой рук, ног, корпуса, головы. Построенные по
степени усложнения упражнения подготавливают к исполнению более сложных движений, к увеличению физической
нагрузки;
«Элементы современного танца» включают в себя элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей,
изолированные движения различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, грудной клетки, тазобедренного
28
сустава, рук, ног.
«Элементы — историко-бытового танца» знакомят детей с танцами разных эпох.
Тема 17.
Наклоны головы с одновременным выведением бедер вперед и назад, наклоны головы вправо-влево с
покачиванием бедер вправо-влево, полукруг бедрами и головой справа налево и слева направо, круг головой и круги
кистями, квадрат головой и бедрами в одном направлении.
Тема 18.
Наклоны головы с одновременным выведением бедер вперед и назад, наклоны головы вправо-влево с
покачиванием бедер вправо-влево, полукруг бедрами и головой справа налево и слева направо, круг головой и круги
кистями, квадрат головой и бедрами в одном направлении
Тема 19.
Разминка, полуприседание, четвертные повороты, икс, пружина, скольжение, перекат, двойное покачивание с
восьмеркой руками, променад, твист с кругом руками, Буратино, пульсар, кик с перескоком, шассе с перескоком,
лягушонок, челнок.
Тема 20.
Разминка, полуприседание, четвертные повороты, икс, пружина, скольжение, перекат, двойное покачивание с
восьмеркой руками, променад, твист с кругом руками, Буратино, пульсар, кик с перескоком, шассе с перескоком,
лягушонок, челнок.
Темы 24-27.
Краткая характеристика эпохи. Рассвет придворного бального танца. Связь бытовой хореографии и
29
сценической. Их схожесть в данный период. Изменение в костюме. Появление сложных прыжковых элементов,
быстрый темп, Впервые поднятые наверх руки и их разнообразные положения. Реверансы и поклоны. Полонез.
Бальная мазурка. Вальс.
Темы 29-33
Движение русского танца:
«веревочка» - двойная; с шагом на каблук; «моталочка». Переменный дробный ход.
Движения молдавского танца: шаг с правой ноги с подскоком, движение против часовой стрелки.
Исполнители стоят друг перед другом на небольшом расстоянии, держась за руки: правой за левую, левой за правую.
Соединенные руки, свободные в локтях, подтянуты в стороны до уровня плеч или опущены вниз. Исполняя прыжки,
одновременно поменять руки. Исполняя повороты в парах, из круга перестроиться в полукруг, в линии или в одну
линию.
Элементы народной пляски – мальчикам присядка с вынесением ноги в стороны накрест и на каблук,
ползунок, бегунец. Руки раскрыты в стороны. Девочкам – бегунец, веревочка; руки опущены вниз. Притопы двойные,
тройные.
30
Библиографический список
1. Шершнев, В.Г. От ритмики к танцу / В.Г. Шершнев – М.: Просвещение, 2008. – 482 с.
2. Харин, О.С. Сценическое воспитание на уроке хореографии / О.С. Харин // Учитель. – 2003. - №3.
3. Лопухов, А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов – М.: изд-во «Лань», 2008. - 344 с.
4. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех времен и народов / Н.Н. Вашкевич. – М.: изд-во «Планета
музыки», 2009, 287 с.
5. 1. Бернштейн, В.М. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / В.М. Бернштейн. – М.,
2005. – 239 с.
6. Блазис, К. Танцы вообще / К. Блазис. – М.: изд-во «Планета музыки», 2008. - 324 с.
7. Е.В. Даниц. Джазовые танцы – Донецк, 2002г.
8. Н.А. Вихрева Экзерсис на полу – Москва, 2004г
9. Е.А. Пинаева. Классический танец. – Москва, 2006г.
10. А. Озерская. Джаз-модерн – Новосибирск, 2008 г. (D.V.D.)
31
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо:
просторное помещение с деревянным полом, оборудованное специальными станками и зеркалами;
костюмы для занятий и специальная обувь;
звуковоспроизводящая аппаратура.
32