МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №154 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
454128, г. Челябинск, ул. С.Юлаева,13. тел. 7955644,
e-mail: mou154@mail.ru. сайт: www.school-154.ru
ВЫПИСКА ИЗ ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)
Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)»
1. Содержание учебного предмета «Труд (технология)»
В разделе рабочей программы «Содержание учебного предмета «Труд
(технология)» представлены основные структурные единицы (модули),
которые являются общими для каждого года обучения. Их содержательное
наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к классу.
Модули реализуются на базе освоения обучающимися технологий
работы как с обязательными, так и с дополнительными материалами в рамках
интегративного подхода и комплексного наполнения учебных тем и
творческих практик.
Основные модули учебного предмета «Труд (технология)»:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и
картоном; технологии работы с пластичными материалами; технологии
работы с природным материалом; технологии работы с текстильными
материалами; технологии работы с другими доступными материалами.
3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором»;
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных
материалов, природных и текстильных материалов; робототехника.
4. Информационно-коммуникативные технологии.
1 КЛАСС (33 ч)
1. Технологии, профессии и производства (6 ч)
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров, в том
числе мастеров малой Родины. Красота и разнообразие природных форм,
их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и
фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к
природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении,
разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в
зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка
по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение
инструментов.
Мир профессий. Профессии родных, знакомых и профессии
востребованные на региональном рынке труда. Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и
производствами.
Профессии сферы
обслуживания.
Традиции и праздники народов России и Южного Урала, ремёсла,
обычаи. Традиции декоративно-прикладного искусства в изделиях народов
Уральского региона.
2. Технологии ручной обработки материалов (15 ч)
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной
обработки
материалов:
разметка
деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по
линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с
опорой на рисунки, графическую инструкцию, приблизительное,
простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние
операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления
изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка
и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения
деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и
др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и
приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их
правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на
глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи,
шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор
материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов. Выполнение
отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов
мастеров малой родины (растительный, геометрический и другие
орнаменты).
3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические
массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление
о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в
общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных
материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление
изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости).
Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование
порядка
действий
в
зависимости
от
желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата/замысла. Конструирование и моделирование
изделий по заданному образцу с опорой на знания об объектах
архитектуры Уральского региона.
4. Информационно-коммуникативные технологии (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях. Информация. Виды информации. Работа с простыми
информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок) о
природных и культурных объектах Челябинской области при
выполнении творческих проектов (индивидуальных и групповых).
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и
различия в их устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя
или в учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения:
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на
графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном
построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку
рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить
необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы,
в процессе изготовления изделий осуществлять
элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС (34 ч)
1. Технологии, профессии и производства (8 ч)
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность.
Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и др.).
Изготовление изделий с учётом данного принципа. Предметы
материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека - создателя и хранителя
этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел
России и Южного Урала). Мастера малой родины (региона,
муниципального района, города, посёлка, села) и их профессии; традиции
и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление). Осмысление значимости сохранения этнокультурного
наследия родного края. Традиции декоративно-прикладного искусства в
изделиях народов Уральского региона. Воспитание уважения к труду
других людей, осознание ценности рабочих и инженерных профессий,
востребованных в Уральском регионе. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия;
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и
изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением
этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мастера и их профессии;
правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
проекты.
2. Технологии ручной обработки материалов (14 ч)
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в
жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических
и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с
помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей
(сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и др.),
сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка (угольник,
циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной
работы колющими (циркуль) инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных
графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых
углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший
чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для
решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и
плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на
проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток
(швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление),
его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты
(перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и её варианты (крестик,
стебельчатая, ёлочка)1. Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока,
пряжа, бусины и др.). Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов мастеров малой родины
(растительный, геометрический и другие орнаменты).
3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей
конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и
дополнений в изделие. Конструирование и моделирование изделия по
заданному образцу с опорой на знания об объектах архитектуры
Уральского региона.
4. Информационно-коммуникативные технологии (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях. Поиск информации. Интернет как источник информации. Работа
с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема,
рисунок) о природных и культурных объектах Челябинской области при
выполнении творческих проектов (индивидуальных и групповых).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или
письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с
учётом указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной/практической
задачи;
осуществлять
решение
простых
задач
в
умственной
и
материализованной форме.
Работа с информацией:
получать информацию из учебника и других дидактических
материалов, использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию
(чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы одноклассников, высказывать своё мнение; отвечать на
вопросы; проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к
мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,
рассказе учителя; о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и одноклассников, стараться
учитывать их в работе.
Совместная деятельность:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять
работу; договариваться, выполнять ответственно свою часть работы,
уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС (34 ч)
1. Технологии, профессии и производства (8 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и
создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Предметы материальной культуры как продукт творческой
предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и
хранителя этнокультурного наследия (на примере народных
традиционных ремесел России и Южного Урала). Мастера малой
родины (региона, муниципального района, города, посёлка, села) и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной
среды (общее представление).Осмысление значимости сохранения
этнокультурного наследия
родного края. Традиции декоративноприкладного искусства в изделиях народов Уральского региона.
Воспитание уважения к труду других людей, осознание ценности рабочих
и инженерных профессий, востребованных в Уральском регионе.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы
быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и
профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым
на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его
назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония
предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных
задач на основе изучения природных законов – жёсткость конструкции
(трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и
др.).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику
сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества;
распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и
подчинённый).
2. Технологии ручной обработки материалов (10 ч)
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки
материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий
при использовании того или иного материала (например, аппликация из
бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их декоративнохудожественным
и
технологическим
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский
нож, шило и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и
безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций; подбор материалов и
инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии,
внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление
объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона
(гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Чтение и построение
простого чертежа/эскиза развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых
дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений,
расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование
вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или
петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание
пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из
нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии. Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов мастеров малой родины
(растительный, геометрический и другие орнаменты). Создание
композиции на основе мозаики в традициях декоративно-прикладного
творчества народов Уральского региона.
3. Конструирование и моделирование (12 ч)
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным).
Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора
«Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость
конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на
доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом
дополнительных условий (требований). Использование измерений и
построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную
трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
Конструирование и моделирование изделий по заданному образцу с опорой
на знания об объектах архитектуры Уральского региона.
4. Информационно-коммуникативные технологии (4 ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения
здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет1, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим. Работа с простыми
информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок) о
природных и культурных объектах Челябинской области при
выполнении творческих проектов (индивидуальных и групповых)
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением
существенных и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных
условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж/эскиз развёртки изделия;
восстанавливать
нарушенную
последовательность
выполнения
изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей и макетов изучаемых
объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать
средства
информационно-коммуникационныхтехнологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов
и способов выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и контроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств
для её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей,
действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки; выявлять ошибки и недочёты
по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы
устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по
симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
1. Технологии, профессии и производства (12 ч)
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений
науки в развитии технического прогресса. Предметы материальной
культуры
как
продукт
творческой
предметно-преобразующей
деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного
наследия (на примере народных традиционных ремесел России и Южного
Урала). Мастера малой родины (региона, муниципального района, города,
посёлка, села) и их профессии; традиции и творчество мастера в
создании предметной среды (общее представление). Осмысление
значимости сохранения этнокультурного наследия
родного края.
Традиции декоративно-прикладного искусства в изделиях народов
Уральского региона. Воспитание уважения к труду других людей,
осознание ценности рабочих и инженерных профессий, востребованных в
Уральском регионе. Изобретение и использование синтетических материалов
с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и
профессиях. Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из
нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и др.).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные,
космонавты, химики и др.).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным
традициям, в том числе малой Родины. Изготовление изделий с учётом
традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё,
вышивка и др.).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года. Использование комбинированных техник создания конструкций по
заданным условиям в выполнении учебных проектов.
2. Технологии ручной обработки материалов (6 ч)
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными/изменёнными
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов мастеров малой родины (растительный,
геометрический и другие орнаменты). Создание композиции на основе
мозаики в традициях декоративно-прикладного творчества народов
Уральского региона. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии
с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по
готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного
стежка и её варианты «тамбур» и др.), её назначение (соединение и отделка
деталей) и/или строчки петлеобразного и крестообразного стежков
(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное
определение технологий их обработки в сравнении с освоенными
материалами.
Комбинированное использование разных материалов. Выполнение
технологических приёмов при отделке изделия в традициях народов
Уральского региона.
3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и др.).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов,
в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию или
собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений
конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и
технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и
коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и
основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота.
Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота.
Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции
робота. Презентация робота. Конструирование и моделирование изделий по
заданному образцу с опорой на знания об объектах архитектуры
Уральского региона.
4. Информационно-коммуникативные технологии (6 ч)
Работа с доступной информацией в Интернете1 и на цифровых носителях
информации.
Электронные
и
медиаресурсы
в
художественноконструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности.
Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск дополнительной
информации по тематике творческих и проектных работ, использование
рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и др. Создание
презентаций в программе PowerPoint или другой. Работа с простыми
информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок) о
природных и культурных объектах Челябинской области при
выполнении творческих проектов (индивидуальных и групповых).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать
последовательность
практических
действий
и
технологических операций; подбирать материал и инструменты; выполнять
экономную разметку; сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять
изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов/изделий с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию,
пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и
др.;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под
руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы,
аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к
чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России,
высказывать своё отношение к предметам декоративно-прикладного
искусства разных народов РФ;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность
операций при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников,
их роль в жизни каждого человека; ориентироваться в традициях
организации и оформления праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять
цели учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной
целью и выполнять её в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и
их результатами прогнозировать практические шаги для получения
необходимого результата;
выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки; процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в
группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или
подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их
работы; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их
достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать
свои предложения и пожелания; выслушивать и принимать к сведению
мнение одноклассников, их советы и пожелания; с уважением относиться к
разной оценке своих достижений.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Труд
(технология)» на уровне начального общего образования
2.1. Личностные результаты
В результате изучения учебного предмета «Труд (технология)» на
уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров, в том числе малой Родины;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды родного края;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов и народов
малой Родины;
проявление способности к эстетической оценке окружающей
предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное
восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, в том
числе малой Родины, образцов мировой и отечественной художественной
культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат,
способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к
саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие,
ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом
этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.
2.2. Метапредметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Труд (технология)» на
уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных
и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и
различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при
изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или
декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного
опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации
в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и
возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и
идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать
их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания)
изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира,
простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и
способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании
изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно
совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять
продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения
и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать
конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его
практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности.
2.3. Предметные результаты, достигаемые обучающимися в результате
изучения учебного предмета «Труд (технология)»
1 класс. К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и
убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала,
экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага,
картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы
их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие),
выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки
материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять разметку
деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки, выделение деталей
способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея,
ниток и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка; понимать смысл понятий
«изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал»,
«инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте,
ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила
гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия:
выделять основные и дополнительные детали, называть их форму,
определять взаимное расположение, виды соединения, способы
изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические,
бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет,
фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и
работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению; называть и
выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка,
резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных
изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону,
по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров),
точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и
изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием,
лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и
другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием,
аппликацией, строчкой прямого стежка; использовать для сушки плоских
изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с
опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных
работах под руководством учителя; выполнять несложные коллективные
работы проектного характера;
– уметь определять и называть традиции декоративноприкладного искусства в изделиях народов региона;
– осознавать ценности рабочих и инженерных профессий,
востребованных в регионе;
– уметь создавать композиции на основе мозаики в традициях
декоративно-прикладного творчества народов региона;
– выполнять технологические приёмы при отделке изделия в
традициях народов региона;
– создавать конструкцию изделия по заданному образцу с опорой на
знания об объектах архитектуры региона.
2 класс. К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая»)
карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и
использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного
мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия,
асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей
среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке
или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на
инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие); читать простейшие чертежи
(эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная
и размерная, линия сгиба, линия симметрии); выполнять экономную
разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с
помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на
простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками; понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета),
соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой
развёртки; определять неподвижный и подвижный способ соединения
деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными
способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и
практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в
ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в
продукте, демонстрировать готовый продукт;
называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания;
– уметь определять и называть традиции декоративноприкладного искусства в изделиях народов региона;
– осознавать ценности рабочих и инженерных профессий,
востребованных в регионе;
– уметь создавать композиции на основе мозаики в традициях
декоративно-прикладного творчества народов региона;
– выполнять технологические приёмы при отделке изделия в
традициях народов региона;
– создавать конструкцию изделия по заданному образцу с опорой на
знания об объектах архитектуры региона.
3
класс. К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож»,
«шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного
искусства (в рамках изученного); узнавать и называть по характерным
особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в
крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и
другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью
чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и отделку изделия
освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по
изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание
новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными)
требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении
изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения
прочности конструкций, использовать их при решении простейших
конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и
наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и
декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать
способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и
соответствующих способов передачи информации (из реального окружения
обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера
для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила
безопасной работы на компьютере;
использовать
возможности
компьютера
и
информационнокоммуникационных технологий для поиска необходимой информации при
выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием
изученного материала на основе полученных знаний и умений;
– уметь определять и называть традиции декоративноприкладного искусства в изделиях народов региона;
– осознавать ценности рабочих и инженерных профессий,
востребованных в регионе;
– уметь создавать композиции на основе мозаики в традициях
декоративно-прикладного творчества народов региона;
– выполнять технологические приёмы при отделке изделия в
традициях народов региона;
– создавать конструкцию изделия по заданному образцу с опорой на
знания об объектах архитектуры региона.
4 класс. К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по технологии:
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее
место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового
процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую)
карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных
материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге),
комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз,
технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по
изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие
художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной
функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст
(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word,
Power Point; решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт
проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе;
– уметь определять и называть традиции декоративно-прикладного
искусства в изделиях народов региона;
– осознавать ценности рабочих и инженерных профессий,
востребованных в регионе;
– уметь создавать композиции на основе мозаики в традициях
декоративно-прикладного творчества народов региона;
– выполнять технологические приёмы при отделке изделия в традициях
народов региона;
– создавать конструкцию изделия по заданному образцу с опорой на
знания об объектах архитектуры региона.
3. Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Труд
(технология)» и возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов
1 класс (33 час)
№
Тема
Количество
п/п
часов
1. Технологии, профессии и производства
1.1
Природа как источник сырьевых
6
ресурсов и творчества мастеров.
Рабочее место, его организация в
зависимости от вида работы.
Профессии родных и знакомых.
Профессии, связанные
с изучаемыми материалами и
производствами. Профессии
сферы обслуживания. Традиции
и праздники народов России,
ремёсла, обычаи
Итого по разделу:
6
2. Технологии ручной обработки материалов
2.1
Технологии работы с бумагой и
5
картоном;
2.2
Технологии работы с
4
пластичными материалами
2.3
Технологии работы с
3
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
природным материалом
2.4
Технологии работы с
3
текстильными материалами
Итого по разделу:
15
3. Конструирование и моделирование
3.1
Конструирование и
10
моделирование из бумаги,
картона, пластичных материалов,
природных и текстильных
материалов
Итого по разделу:
10
4. Информационно- коммуникативные технологии
4.1
Демонстрация учителем готовых
2
материалов на информационных
носителях. Информация. Виды
информации
Итого по разделу:
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
33
ПРОГРАММЕ
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
2 класс (34 часа)
№
Тема
Количество
п/п
часов
1. Технологии, профессии и производства
1.1
Общее представление о
8
технологическом
процессе:
анализ устройства и назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических
действий
и
технологических
операций;
подбор
материалов
и
инструментов;
экономная
разметка; обработка с целью
получения
деталей,
сборка,
отделка
изделия;
проверка
изделия в действии, внесение
необходимых дополнений
и
изменений.
Традиции
и
современность. Новая жизнь
древних профессий. Мастера и
их профессии; правила мастера.
Итого по разделу:
8
2. Технологии ручной обработки материалов
2.1
Технологии работы с бумагой и
4
картоном
2.2
Технологии работы с
4
пластичными материалами
2.3
Технологии работы с при3
родным материалом
2.4
Технологии работы с
3
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
текстильными материалами
Итого по разделу:
14
3. Конструирование и моделирование
3.1
Конструирование
10
и моделирование из бумаги,
картона, пластичных материалов,
природных и текстильных
материалов
Итого по разделу:
10
4. Информационно- коммуникативные технологии
4.1
Демонстрация учителем готовых
2
материалов на информационных
носителях. Поиск информации.
Интернет как источник
информации
Итого по разделу:
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
34
ПРОГРАММЕ
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
3 класс (34 часа)
№
Тема
Количество
Электронные (цифровые)
п/п
часов
образовательные ресурсы
1. Технологии, профессии и производства
1.1
Материальные и духовные
8
https://myschool.edu.ru/
потребности человека.
Разнообразие предметов
рукотворного мира: архитектура,
техника, предметы быта и
декоративно-прикладного
искусства. Современные
производства и профессии,
связанные с обработкой
материалов, аналогичных
используемым на уроках
технологии. Мир современной
техники. Решение человеком
инженерных задач на основе
изучения природных законов —
жёсткость конструкции.
Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в
рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых
группах, осуществление
сотрудничества; распределение
работы, выполнение социальных
ролей (руководитель/лидер и
подчинённый)
Итого по разделу:
8
2. Технологии ручной обработки материалов
2.1
Технологии работы с бумагой и
3
https://myschool.edu.ru/
картоном
2.2
Технологии работы с
2
пластичными материалами
2.3
Технологии работы с
2
природным материалом
2.4
Технологии работы с
3
текстильными материалами
Итого по разделу:
10
3. Конструирование и моделирование
3.1
Конструирование и
12
моделирование изделий из
различных материалов, в том
числе наборов –
конструирование и
моделирование из бумаги,
картона, пластичных материалов,
природных и текстильных
материалов. «Конструктор» по
заданным условиям (техникотехнологи- ческим,
функциональным, декоративнохудожественным).Способы
подвижного и неподвижного
соединения деталей набора
Итого по разделу:
12
4. Информационно- коммуникативные технологии
4.1
Информационные технологии.
4
Источники информации,
используемые человеком в быту:
телевидение, радио, печатные
издания, персональный
компьютер и др. Современный
информационный мир.
Персональный компьютер (ПК) и
его назначение. Работа с
доступной информацией (книги,
музеи, беседы (мастер-классы) с
мастерами, Интер- нет, видео,
DVD). Работа с текстовым
редактором Microsoft Word или
другим.
Итого по разделу:
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
34
ПРОГРАММЕ
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
4 класс (34 часа)
№
Тема
Количество
Электронные (цифровые)
п/п
часов
образовательные ресурсы
1. Технологии, профессии и производства
1.1
Изобретение и использование
12
https://myschool.edu.ru/
синтетических материалов с
определёнными заданными
свойствами в различных
отраслях и профессиях. Нефть
как универсальное сырьё.
Материалы, получаемые из
нефти (пластик, стеклоткань,
пенопласт и др.). Профессии,
связанные с опасностями.
Информационный мир, его место
и влияние на жизнь и
деятельность людей.
Изготовление изделий с учётом
традиционных правил и
современных технологий (лепка,
вязание, шитьё, вышивка и др.).
Элементарная творческая и
проектная- деятельность
(реализация заданного или
собственного замысла, поиск
оптимальных конструктивных и
технологических решений).
Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты на
основе содержания материала,
изучаемого в течение учебного
года.
Итого по разделу:
12
2. Технологии ручной обработки материалов
2.1
Технологии работы с бумагой и
2
картоном
2.2
Технологии работы с
1
пластичными материалами
2.3
Технологии работы с
1
природным материалом
2.4
Технологии работы с тек1
стильными материалами
2.5
Технологии работы с другими
1
доступными материалами
Итого по разделу:
6
3. Конструирование и моделирование
3.1
Работа с «Конструктором»
6
3.2
Конструирование и
4
моделирование из бумаги,
картона, пластичных материалов,
природных и текстильных
материалов
Итого по разделу:
10
4. Информационно- коммуникативные технологии
4.1
Работа с доступной информацией
6
в Интернете и на цифровых
носителях информации.
Электронные и медиа-ресурсы в
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
художественноконструкторской, проектной,
предметной преобразующей
деятельности. Создание
презентаций в программе
PowerPoint или другой.
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6
34